Отличительная черта очередного всплеска напряженности в зоне карабахского конфликта ее продолжительность. Обычно перестрелки на линии соприкосновения доходили до некой кульминации, после чего наступал спад и воцарялось относительное спокойствие. Пик нынешнего обострения наблюдался несколько дней назад, когда Баку объявил об уничтожении армянского зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) «Оса». Степанакерт в ответ заявил, что азербайджанская ракета лишь повредила цистерну с горючим, и пригрозил дать жесткий ответ. И, возможно, уже дал, если верить распространенным в Сети видеоматериалам. Однако затишье на этот раз не наступило. Обострение приняло затяжной характер. Об этом пишет автор "Независимой газеты".
"Другая и главная примечательность в происходящем – оценка сопредседателей Минской группы (МГ) ОБСЕ, курирующей переговорный процесс между Баку и Ереваном. Впервые за годы кровопролитного конфликта в их совместном заявлении называется инициатор нарушения режима невозобновления огня – Баку. В документе говорится, что вооруженные силы Азербайджана выпустили ракету, которая пересекла линию соприкосновения в зоне карабахского конфликта, нанеся удар по военной технике, а армянская сторона «вела ответный огонь». Ни одно из прежних заявлений Минской группы такой конкретики не содержало, но лишь обвинения обеих сторон в нарушении перемирия, призывы прекратить стрельбу и вернуться за стол переговоров. Подобная «равноудаленность» раздражала и Баку, который обвинял МГ ОБСЕ в подыгрыше армянской стороне, якобы затягивающей переговорный процесс, и Ереван, который каждый раз требовал признать военные действия армянской стороны ответными и вынужденными",- говорится в статье.
Нынешнее беспрецедентное заявление МГ ОБСЕ, пишет автор, возможно, продиктовано некоторой, скажем так, обидой на Баку, неуступчивость которого в вопросе пролонгации работы офиса в Ереване привела к тому, что организация 31 августа закроет свое последнее представительство на Южном Кавказе. После войны в Южной Осетии в 2008 году мандат миссии ОБСЕ в Грузии не стал продлевать Тбилиси. В 2015 году после осложнения отношений с ОБСЕ по вопросам внутренней политики Баку настоял на ликвидации офиса у себя. А теперь – формально в знак несогласия с программами организации – добился закрытия представительства в Армении: решения об офисах в Постоянном совете ОБСЕ принимаются на основе консенсуса, а потому достаточно, чтобы мнение одного из членов отличалось от мнения всех остальных. Но так или иначе, а заявление сопредседателей МГ ОБСЕ по эскалации напряженности на линии соприкосновения в непризнанной Нагорно-Карабахской республике впервые оказалось адресным и жестким.
"Критическое заявление ОБСЕ появилось почти одновременно с резонансным скандалом между Баку и Москвой. Верховный суд РФ отказался признать законной деятельность Всероссийского Азербайджанского конгресса, и эта организация ликвидирована. Прозвучавшие вслед судебному вердикту обвинения Баку в адрес армянского лобби, не жалеющего сил и средств для ухудшения российско-азербайджанских отношений, жестко парировал МИД России.
На таком фоне некую двусмысленность участию президента Ильхама Алиева в арабо-исламско-американском саммите придали заявления ряда азербайджанских политиков и экспертов, предпринявших еще одну попытку объяснить природу карабахского конфликта религиозной подоплекой. А этого сам глава азербайджанского государства, отбывший в Эр-Рияд, вполне мог и не желать",- констатирует автор "НГ".