В рейтинге недавно опубликованного исследования портала "Global Firepower", посвященного армиям 126 стран мира, Азербайджан находится на 59-ом месте, Грузия – 80 место, Армения – 95. Минобороны Армении не воспринимает исследование данного портала всерьез, заметив, что армия – слишком сложная структура и ее мощь определить совсем не просто.
«В связи с этим не стоит подобного рода исследования воспринимать в серьез», - в беседе с ИАЦ VERELQ заявил пресс-секретарь министра обороны Армении Арцрун Ованнисян, добавив, что в мире немало аналогичных исследований и прогнозов, и они «не всегда объективны». «Заметье, авторы указанных исследований не общаются с военнослужащими конкретных армий. Они делают выводы на основе каких-то общих характеристик и данных. А ведь боеспособность армии зависит от многих факторов, даже на первых взгляд не имеющих прямой связи с военной сферой», - сказал Ованнисян.
В подтверждение своих слов Ованнисян привел пример аналогичного исследования в 2013-2014 гг, когда одна из исследовательских организаций высоко оценивала боеспособность украинской армии. «Тогда тоже критериями оценки были какие-то общие показатели – выделяемые вооруженным силам финансовые средства, арсенал вооружений, артиллерия и вертолеты и боевые корабли. И что? В 2014 году украинская армия попросту опозорилась. Вот надледный пример оценки боеготовности армии на основе официальных цифр», - пояснил Арцрун Ованнисян.
Размеры оборонных расходов Армении и Азербайджана, по крайней мере, до последних времен сильно отличались. Военный бюджет Азербайджана до 2017 года составлял больше 3 млрд долларов (расходы Азербайджана ан армию сильно сократились после резкого падения цен на нефть и девальвации нацвалюты), а Армении – 0,5 млрд долларов. По мнению экспертов, Армения компенсировала указанную разницу военным союзом с Россией, получая российское вооружение по внутрироссийским ценам.
Военно-техническое сотрудничество между Арменией и Россией развивается довольно интенсивными темпами. В последние годы Армения получила от России ряд сложных и «чувствительных» систем вооружений – комплексы С-300 и другие системы ПВО, ОТРК «Искандер», РСЗО «Смерч». В Армении дислоцирована 102-я российская военная база, а российские пограничники охраняют границы Армении с Турцией и Ираном. Страны создали Объединенную группировку войск и сформировали объединенную систему ПВО в Кавказском регионе коллективной безопасности.
В настоящее время стороны ведут обсуждения по вопросу интеграции ОПК. В частности недавно президент Армении Серж Саргсян предложил российской стороне обсудить проект создания совместного оборонно-промышленного комплекса в Гюмри. Этот вопрос был обсужден в рамках eго встречи с президентом РФ Владимиром Путиным в Москве в середине апреля.
С учетом вышеизложенного пресс-секретарь главы оборонного ведомства Армении приходит к выводу, что составленный "Global Firepower" рейтинг нельзя воспринимать всерьез. «Ведь подобные организации работают по следующей привычной схеме: берут данные первой тройки или четверки стран, сравнивают их. Эти данные очевидны и известны миру. Однако после первой десятки в их исследованиях располагаются страны, которые давно не воевали или же о них мало что известно. Они берут опубликованные данные, обобщают их и составляют рейтинг", - сказал Ованнисян, добавив, что скептически относится к раскладу, когда Армения занимает в рейтинге 95-ое место, а Азербайджан – 59-е.
«Как это может быть серьезно, когда армия, согласно этому рейтингу, опережающая нас на 36 пунктов, уже 20 лет каждый день терпит поражения», - выразил недоумение Ованнисян.
Всего в рейтинге представлены 126 стран. Согласно рейтингу, Турция вошла в первую десятку стран с наибольшей военной мощностью, заняв 8-ое место. Возглавили рейтинг США, Россия и Китай.
Исследования Global Firepower, как отмечает радиостанция Спутник, основаны больше на количестве военной техники, которая имеется в наличии у армии той или иной страны, численности войск и размере финансовых средств, затрачиваемых на вооруженные силы. При этом не учитываются такие факторы, как боеспособность войск, опыт участия в военных действиях и другие нюансы.