Надеемся, что встреча в Москве станет продолжением конструктивных переговоров, проведенных на уровне президентов (России, Армении и Азербайджана - ред. ИАЦ VERELQ) в Санкт-Петербурге по карабахскому конфликту. Об этом заявил министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров, комментируя сообщение о предстоящей 28 апреля встрече глав МИД Армении, Азербайджана и России Эдварда Налбандяна, Эльмара Мамедъярова и Сергея Лаврова в Москве.
Официальные источники Армении и Азербайджана 26 апреля подтвердили факт запланированной трехсторонней встречи Налбандяна, Мамедъярова и Лаврова 28 апреля в Москве. «По приглашению министра иностранных дел России, в Москве 28 апреля состоится встреча глав внешнеполитических ведомств России – Сергея Лаврова, Армении – Эдварда Налбандяна и Азербайджана – Эльмара Мамедъярова с целью обсуждения вопросов, касающихся нагорно-карабахского урегулирования», - говорится в сообщении.
В интервью агентству «Тренд» Мамедъяров заговорил о готовности Азербайджана «к субстантивным переговорам». «Настало время перейти от слов к действиям. Азербайджан готов к субстантивным переговорам, о чем мы не раз заявляли», - отметил он, добавив, что обсужденные на встрече в Санкт-Петербурге шаги, которые предстоит предпринять для достижения продвижения в урегулировании конфликта, и план, который должен быть осуществлен, «известны всем».
После апрельской эскалации в зоне карабахского конфликта в прошлом году и до встречи в Санкт-Петербурге президенты Армении и Азербайджана при посредничестве США, России и Франции встретились в Вене. Тогда Армения и Азербайджан договорились о внедрении механизмов расследования инцидентов на линии соприкосновения в Карабахе, а также о расширении возможностей команды личного представителя действующего председателя ОБСЕ в зоне конфликта. На встрече в Санкт-Петербурге, судя по официальным сообщениям, стороны еще раз подтвердили свою готовность выполнять венские договоренности.
Впоследствии, однако, Баку фактически отказался выполнять договоренности. «Встречи в Вене и Санкт-Петербурге, достигнутые договоренности как раз и были направлены на обеспечение прогресса в переговорах. Дело в том, что международное сообщество, сопредседатели МГ ОБСЕ и Армения говорят на одном языке, Азербайджан - на другом. Именно Баку отказывается выполнять договоренности, достигнутые на саммитах в Вене и Санкт-Петербурге», - заявил недавно министр иностранных дел Армении Эдвард Налбанян.
Между тем Азербайджан по своему понимает указанные договоренности, на уровне министра отмечая, что «мы можем продолжить переговоры для обеспечения устойчивого мира в совершенно новой атмосфере, в условиях изменения статус-кво после устранения факта оккупации». «Присутствие вооруженных сил Армении на оккупированных территориях Азербайджана и факт военной оккупации являются главным препятствием в решении конфликта. Оккупация должна быть прекращена», - отметил Мамедъяров.
Примечательно, что у армянской стороны своя формула возможности изменения статус-кво по Карабаху. Выступая в Московском Государственном институте международных отношений в марте 2017 года, президент Армении Серж Саргсян заявил, что статус-кво изменится, когда Азербайджан признает право на самоопределение народа Нагорного Карабаха. «На самом деле, статус-кво неприемлем, и мы бы хотели, чтобы все изменилось, и Азербайджан признал право на самоопределение народа Нагорного Карабаха, тогда и изменится статус-кво. Все остальное – производное. Право на самоопределение является нерушимым», - подчеркнул он.
Армянские эксперты считают, что Россия продолжает играть ключевую роль в урегулировании карабахского конфликта и на предстоящей встрече в Москве, скорее всего, будут обсуждены вопросы создания механизмов доверия между сторонами конфликта. «Многое в карабахском конфликта зависить от того будет ли достигнуто согласие по поводу внедрения механизмов доверия между сторонами конфликта на линии соприкосновения армяно-азербайджанских войск. Если будут в этом направлении положительные шаги, можно будет констатировать успех в переговорах, в противном случае – нет», - отмечает политолог, замдиректора Института Кавказа Сергей Минасян.
Аналогичного мнения придерживается и политолог Нарек Галстян. Особенно после апрельской эскалации в зоне карабахского конфликта в прошлом году эксперт не ожидает прорыва в переговорах по Карабаху в Москве, но считает, что основной темой обсуждений глав МИД Армении, Азербайджана и России, скорее всего, будет вопрос снижения напряжения в зоне конфликта.
Между тем судя по по сообщениям из официальных источников Россия основательно и довольно долго готовилась к этой встрече. В настоящее время особенно на фоне ситуации в Сирии и вновь обострившихся отношений между Ираном и США, обеспечение стабильности в регионе Закавказья для России приобретает особое значение. Именно в контексте обеспечения мира и стабильности в регионе следует рассмотреть недавний визит секретаря Свеота национальной безопасности России Николая Патрушева в Баку и заявление начальника Генерального штаба ВС РФ Валерия Герасимова о том, что российская 102-ая военная база в Армении (расположена в Гюмри — прим. ред.) является «гарантом региональной безопасности».
Данное заявление является интересным особенно потому, что, во-первых, оно прозвучало из уст начальника генерального штаба Вооруженных сил РФ Валерия Герасимова. С другой стороны, до сих пор российская военная база считалась гарантом безопасности только Армении. Этот подход лежит в основе нового подписанного протокола, прилегающего к договору от 2010 года между Арменией и Россией о статусе военной базы. Можно сказать, что даже на вербальном уровне «расширение» функций российской военной базы в плане гарантий региональной безопасности является новостью. Это, по мнению экспертов, определенный сигнал, направленный Азербайджану, после апрельских кровавых событий, потому что Баку, периодически накаляя обстановку на фронте, продолжает расшатывать основы региональной безопасности.
Подготовил Аршалуйс Мгдесян