Заявление депутата парламента Азербайджана Гудрата Гасангулиева, сделанное в Баку, согласно которому подписание мирного договора возможно до предстоящих очередных выборов в Армении, на первый взгляд может быть воспринято как определенное смягчение азербайджанской позиции. Однако это поверхностное восприятие.
В авторитарной системе подобное заявление любого депутата не может быть спонтанным. Тем более, когда речь идет о ключевом вопросе внешней политики, который на протяжении многих лет находится под непосредственным контролем президента Азербайджана. Следовательно, это заявление следует воспринимать как скоординированный политический сигнал, передаваемый Баку.
К слову, подобные заявления часто призваны прощупать общественную реакцию и международные позиции без принятия официальных обязательств.
Основное требование Баку не изменилось. Азербайджан продолжает настаивать на том, что Армения должна взять на себя конституционное обязательство, исключив в своем Основном законе любые территориальные намеки в адрес Азербайджана. Изменилось не содержание требования, а последовательность его предъявления. Если раньше Баку требовал сначала изменить Конституцию, а уже потом говорить о мирном договоре, то теперь предлагается обратный вариант: сначала подписание, но при условии, что вступление договора в силу будет фактически увязано с проведением конституционных реформ. Такой подход превращает мирный договор не в завершение процесса, а в новый инструмент политического и правового давления.
Формулировка «до июня» не случайна. Она напрямую связана с избирательным календарем Армении и рассчитана на оказание влияния на внутриполитическое поле в преддверии выборов. Подписание мирного договора до выборов дает действующей власти возможность выступить в роли силы, «обеспечивающей мир», заручившись внешнеполитической поддержкой и дополнительными ресурсами внутренней легитимности. В этом контексте мирный процесс выводится из плоскости безопасности и государственных интересов и переносится в сферу избирательных технологий.
Если мирный договор будет подписан до выборов, но в дальнейшем конституционные изменения не будут реализованы или референдум провалится, Азербайджан окажется в более выгодном положении. В этом случае Баку сможет утверждать, что Армения нарушила взятые на себя обязательства. Это даст Азербайджану возможность инициировать на международных площадках новый этап давления, уже с политико-правовым обоснованием.
С точки зрения краткосрочного политического расчета эта ситуация может восприниматься как очевидный подарок действующей власти и лично премьер-министру Николу Пашиняну. Однако с государственной и стратегической точки зрения это, скорее, ловушка, поскольку мирный договор становится не гарантией безопасности, а инструментом внешнего влияния на внутриполитические процессы в Армении.
Политолог Сурен Суренянц