Систематическое и преднамеренное уничтожение армянского культурного наследия Азербайджаном в Нахиджеване, Арцахе и других местах давно подтверждено множеством неопровержимых фактов. О этой политике неоднократно писали и говорили на различных платформах.
Исследователь факультета политологии Государственного университета Огайо (США) Лори Джордж рассмотрела эту политику Азербайджана в новом свете, отметив, что еще с раннего периода существования СССР одной из основных целей было создание у азербайджанцев связи с Нагорным Карабахом в рамках процесса нациестроительства. Статья опубликована в авторитетном научном журнале Nationalities Papers. Заголовок: «Незнаемое знание: Конструирование азербайджанской связи с Нагорным Карабахом».
В статье описывается, как механизмы стирания и забвения использовались для формирования связи с территорией среди азербайджанцев.
В научной литературе такое явление определяется термином «структурное неведение». Этот тип неведения — не просто отсутствие знаний по какому-либо вопросу, а преднамеренное формирование неведения или распространение искаженной информации для доминирующей точки зрения. Автор отмечает, что государства могут формировать неведение среди титульной группы относительно символической важности какой-либо территории и репрессий или стирания меньшей группы, проживающей там. Это способствует формированию более прочной связи титульной группы с данной территорией.
Структурное неведение формирует восприятия. Лори Джордж отмечает: «Азербайджанцы учатся воспринимать армян как варваров, нецивилизованных, авантюристов, считая их неспособными к мышлению и недостойными справедливости. Они учатся воспринимать Нагорный Карабах как колыбель азербайджанской цивилизации, а действия этнических армян интерпретировать как злодеяния». Согласно автору, азербайджанцев учат забывать о насилии в отношении армян, а армянские погромы маркировать как теории заговора.
Присвоение территории осуществляется различными способами. Физическая или материальная практика относится, например, к изменениям инфраструктуры. Указывается, что в советские годы основные магистрали обходили Нагорный Карабах. Более радикальными являются примеры физического удаления людей и разрушения зданий и природной среды. Так, в 1919–1920 годах, после погромов в Гайбалыкенде и Шуше, руины армянских разрушенных кварталов были окончательно уничтожены, а поврежденные церкви и хачкары оставлены в неремонтируемом состоянии. Согласно автору, азербайджанский нарратив о том, что «Шуша — исторический азербайджанский город», частично основан на уничтожении армянских следов, резне армянского населения и разрушении армянского квартала города. Другой пример — создание неблагоприятных условий для проживания, чтобы заставить армян покинуть свои дома.
Среди идеологических практик — издание карт, каталогов, книг, в которых преднамеренно опускаются христианские памятники Нагорного Карабаха.
Следующий пример — переписывание истории. В советские годы историкам было поручено написать историю Азербайджана, которая распространялась через школьные учебники. Согласно автору, в учебниках истории искусственно создавалась связь между азербайджанцами и Албанией, забывалось армянское происхождение албанского алфавита, албанизировались исторически важные фигуры, пропагандировалось, что в Нагорном Карабахе армян вообще не было.
После 1988 года структурное неведение приобрело еще большие масштабы. Конструирование неведения осуществляется через стирание памяти. Автор приводит два примера: предание забвению погромов в Сумгаите и Баку, а также уничтожение армянского культурного наследия в Нахиджеване. Этот стиль действий сейчас реализуется в Нагорном Карабахе, где Азербайджан уничтожает армянские исторические кладбища, церкви и другие сооружения.
Таким образом, подобные исследования показывают, что Арцах имеет ключевое значение для азербайджанского национального строительства и пропаганды коренного присутствия в регионе. К другому крайнему эпизоду нациестроительства в Азербайджане, когда предки-люди, жившие тысячелетия назад, представляются как азербайджанцы, а остатки археологической материальной культуры и петроглифы в Гобустане, недалеко от села Азох в Арцахе и других местах — как доказательство коренного происхождения азербайджанцев, уже обращались. Автор того исследования, Ури Розенберг, охарактеризовал это как «за пределами любой разумной границы». Лори Джордж также считает представленные ею эпизоды крайними примерами нациестроительства. Факт в том, что на протяжении десятилетий руководство Азербайджана питало азербайджанское нациестроительство и национализм крайним противопоставлением, враждебностью и отвержением армян и Армении. Живым свидетельством этого является политика полного стирания армянских следов в Арцахе, задокументированная множеством фотографий и видео.
Фонд "Гегард"