В связи с так называемой национализацией Электросетей Армении (ЭСА) и решением Арбитражного института Торговой палаты Стокгольма, позиция правительства Армении, озвученная 23 июля, демонстрирует, что международные договоры, подписанные Арменией для защиты иностранных инвесторов, не будут исполняться, если они не устраивают главу правительства лично или политически.
Премьер-министр Армении уже выразил личное отношение к происходящему вокруг ЭСА, заявив, что для него это "гарантия сохранения вкуса государства в устах некоторых людей". Этим он фактически наложил печать незаконности на весь процесс.
Одним из направлений пропаганды властей стало утверждение, будто отказ от исполнения решения Арбитражного института происходит во имя суверенитета Армении.
Такая логика открывает путь к произволу: выходит, что любое решение международного суда (например, Европейского суда по правам человека), которое не устраивает премьер-министра или считается им опасным для власти, может быть проигнорировано.
Такой подход наносит серьёзный ущерб международной репутации Армении, особенно в контексте привлечения инвестиций.
Процесс показал полное бездействие государственных институтов.
Это стало возможным из-за установившейся в Армении системы личной власти и однопартийного правления — таковы плоды их провозглашённых «ценностей».
Решение очевидно: суд Армении должен лишь рассмотреть вопрос исполнения решения стокгольмского арбитража, не вдаваясь в его сущность.
Суд может отказать только в случае, если исполнение нарушает общественный порядок. Именно поэтому власти сопровождают процесс вокруг ЭСА пропагандой, утверждая, что он якобы затрагивает вопросы национальной безопасности.
Между тем премьер уже дал понять, что для него это вопрос личного и политического характера.
Бывший омбудсмен Армении Арман Татоян