30.04.2025
фото: rbc.ru
prev Предыдущие новости

Эксперт о переговорах с Баку: ведется торг, о деталях которого можем только догадываться

На чем основан оптимизм армянских властей относительно возможности скорейшего подписания мирного договора с учётом последних заявлений властей и СМИ Азербайджана? Что сейчас является главным препятствием для мирного договора между Ереваном и Баку? Помогут ли протурецкие шаги и заявления Никола Пашиняна добиться открытия армяно-турецкой границы? 


На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ ответил эксперт Фонда стратегической культуры, российский политолог Андрей Арешев.


С одной стороны глава МИД Армении проявляет невиданный оптимизм относительно возможности скорого подписания мирного договора. С другой стороны мы видим публикации ведущих азербайджанских СМИ о возможной эскалации в апреле, а президент Азербайджана вновь озвучивает территориальные претензии в адрес Армении. Азербайджанские власти предъявляют новые требования в качестве предусловия для подписания мирного договора. С учетом всего этого, на чем основан этот оптимизм армянских властей?
Возможно ли в ближайшее время подписание мирного договора между Ереваном и Баку?


Я думаю, что ведется некий торг, отчасти закулисный, преимущественно даже закулисный, о деталях которого мы можем только догадываться. Но отдельные фрагменты этого торга и отдельные, так сказать, вплески мы видим в виде тех или иных информационных вбросов, в числе которых, например, недавний видеоролик одного азербайджанского провластного агентства, а котором  обвиняют Армению в подготовке войны в апреле. Даже называется конкретный срок. Это, конечно, полный абсурд, на мой взгляд. Но это, так или иначе, характеризует такую напористую азербайджанскую линию в отношении Армении, которая, на мой взгляд, сейчас в основном сфокусирована вокруг необходимости открытия так называемого «Зангезурского коридора» в выгодном для Азербайджана режиме. В то время как армянская сторона, как мы видим в том числе из недавней публикации Никола Пашиняна в Арменпрессе, предлагает несколько другие подходы и пытается как-то задействовать в том числе и Турцию, как бы странно это не звучало. Но здесь, как мне кажется, важно не заиграться. Посмотрим, удастся ли это сделать действующей армянской власти. 


На Ваш взгляд, помимо оставшихся пунктов в проекте мирного договора (взаимный отзыв исков и вывод европейских наблюдателей) и т.н. «Зангезурского коридора», что еще является главным препятствием для мирного договора?


Я думаю, что требования Азербайджана о возвращении беженцев, вынужденных переселенцев и их потомков, вопрос так называемого «Западного Азербайджана». Кроме того, как я предполагаю, речь может идти о требовании демилитаризации Армении или по крайней мере ограничения военно-технического сотрудничества Армении с третьими игроками, о чем, в том числе, публично заявлял президент Азербайджана.


Это касается и сотрудничества и с Россией в военно-технической сфере? 


Называлась Франция и Индия, если я не ошибаюсь. Что касается России, то насколько я могу предположить, военно-техническое сотрудничество наших двух стран в последнее время сведено к минимуму и торгово-экономические связи развиваются в несколько других направлениях, в том числе в контексте санкционного режима который едва ли будет снят против России. 


Мы понимаем, что проблема демаркации и делимитации границ, она так или иначе будет влиять на ход армяно-азербайджанских переговоров или, скажем так, на отсутствие прогресса в этом направлении. Мы, например, давно не видели информации о совещаниях двусторонней комиссии вице-премьеров, которая в свое время довольно бойко начинала на северном участке армянно-азербайджанской границы, даже была проведена делимитация и демаркация (участка в Тавушской области), но вот дальше процесс остановился. 


Мы прекрасно понимаем, что комплекс армянно-азербайджанских противоречий не ограничивался никогда только Нагорным Карабахом. Есть еще проблема анклавов. В последнее время об этом говорят меньше, но, тем не менее, я думаю, что она тоже может проявить себя. Так что проблем много, и оптимизма относительно подписания какой-либо содержательной бумаги за рамками некой декларации о намерениях  у меня нет.

В последние время мы видим открытые протурецкие шаги, заявления армянской власти, в том числе Никола Пашиняна. Это поможет добиться открытия армяно-турецкой границы? 


Это давняя линия на нормализацию отношений с Турцией. Никол Воваевич неоднократно об этом говорил, в том числе и в интервью различным западным изданиям. Мне кажется, что речь идет, конечно же, о сознательной линии, которая, возможно, проговаривалась в ходе, в том числе, знаменательной встречи в Нью-Йорке. Когда Реджеп Эрдоган подарил Николу Пашиняну свою «великую книгу». Идея привести Турцию на Кавказ в исполнении армянского премьер-министра, она такая, я бы не сказал, что революционная. Потому что контакты-то они всегда были, в том числе и еще в 90-е годы, в период правления Левона Тер-Петросяна до апреля 1993 года. Но я думаю, что с учетом той политики, которую ведет Турция в различных регионах, в том числе на Ближнем Востоке, любые шаги в этом направлении должны предприниматься с осторожностью и с полным осознанием негативных последствий, которые они могут повлечь. 


Но раньше армянские власти все-таки говорили о нормализации отношений с Турцией без предусловий. Сейчас мы видим фактическую геополитическую переориентацию. Вот главное различие между политикой Пашиняна в отношении Турции и его предшественников. 


Безусловно. Некоторые сюжеты по направлению нормализации армяно-турецких отношени имели место и ранее. Это и начало 90-х годов, и так называемая «футбольная дипломатия» (при президентстве Сержа Саргсяна — прим. ред.), но события 2020-2023 годов кардинально поменяли соотношение сил и баланс сил на Южном Кавказе. И, конечно, способствовали радикальному ослаблению Армении и, скажем так, повышению возможностей Турции влиять на региональные процессы. 


Айк Халатян

Никол Пашинян принёс Армении капитуляцию
Следующая новость next

Регион

Все новости
 Фото: blog.ostrovok.ru
30.04.2025
Армения открывает посольство в Омане для укрепления стратегических связей