Официальный представитель МИД России Мария Захарова прокомментировала ИАЦ VERELQ, как может отразиться на экономических отношениях с Россией и членстве Армении в Евразийской экономическом союзе (ЕАЭС) принятие парламентом Армении в первом чтении законопроекта о начале процесса присоединения Армении к ЕС.
«Мы столько раз об этом говорили, столько раз приводили исторические примеры из новейшей истории, что повторять это не имеет никакого смысла. Понимаете, если бы там не было технических средств распространения информации или были бы какие-то труднодоступные регионы, где люди бы были в неведении, наверное, да, стоит каждый день повторять. Но уже все все поняли и все все знают, и какой смысл повторять одно и то же. В этот момент нужно проявлять гражданскую зрелость и понимать, что не только то, что тебе говорят и обещают нужно воспринимать, но нужно еще к реальности быть ближе. Вот и все.
Нужно понять, когда и у кого в нынешние времена получилось выйти на качественно новый уровень развития после таких вот очень красочных обещаний Европейского союза? Вот Сербия много лет выстраивает себя под стандарты Европейского союза, но так ни к чему это все и не привело. Хотя у нее было обещаний гораздо больше и на протяжении гораздо дольше времени, чем у других. У кого еще это получилось? Вот обещали Украине, и что? Так ее поддерживают политически, что так и не дали ей возможность приблизиться к обещанному. Но только в пучину катастрофы ее подтолкнули. Давайте еще вспомним какие-то примеры, кому стало лучше. Я сейчас даже не говорю о тех членах Европейского союза, которые принесли в жертву Брюсселю целые кластеры своей экономики и промышленности. Я сейчас об этом не говорю, я говорю только о тех, кого все время подманивают, приманивают, а потом, значит, обманывают. Эти же страны, не просто большинство, а это все те страны, которым в последние годы Европейский союз все это обещает.
Что еще вы хотите услышать? Вы хотите, чтобы, видимо, я изобрела какие-то другие формулировки, чтобы сказать, что дважды два – четыре? Вы хотите, чтобы я сказала, что там 6 минус 2, 4? Пожалуйста, 6 минус 2, 4. Но от изменения формулировок суть-то не меняется. Суть в этом, что принимая информацию о посулах Европейского Союза и обещаниях, и заверениях, нужно понимать, что под этим кроется. И верить не словам, а делам. И на деле, в жизни проверять, на опыте других учиться, свою историю помнить и отсюда и делать выводы, а не то, что когда подпишут, тогда там еще что-то сделают. Это все разговоры, а есть практика.
Мне кажется, что логично предположить, что если мы слышим заявления о том, что ЕАЭС не является чем-то, что представляет для официального Еревана интерес, то это даже не вопрос государственной позиции, но это вопрос экономических операторов, которые делают для себя соответствующие выводы. Что с той стороны партнеры видимо не заинтересованы в этом партнерстве. И, соответственно, перспективы развития будут очевидно выстраиваться с учетом этой информации. Ну, это же банально, это же понятно. Вы представляете, если у вас идут торгово-экономические отношения, один из партнеров говорит: вы имейте в виду, я вот-вот уже от вас уйду. Значит, на него и ставку никто не делает. Это же вопрос не просто озвучивания с политических трибун комментариев подобных. Это вопрос того, что экономические операторы, компании, производственники, промышленники делают соответствующие выводы, что их таковыми больше рассматривать не будут. И переориентация будет на других партнеров, на другие рынки и так далее. И они понимают, что ставку надо делать уже, исходя из этого фактора»,- заявила Захарова.
«Ну, давайте вот пример приведу. Вот, допустим, российские компании. А почему только российские? Это же не только про российские компании. Это про компании, которые входят в страны, находящиеся среди членов ЕАЭС. Слышат, что вот эта продукция, которую они закупали у армянских партнеров, больше по тем стандартам, по тем ценам, по тем параметрам они приобретать не смогут. Помимо всего прочего, они понимают, что как только произойдет состыковка или какие-то виды отношений будут институализированы у Армении с Европейским союзом, тут же включаются автоматические санкции. Соответственно, они понимают, что на этот вид продукции, которую Армения поставляла им, рассчитывать нельзя будет. Они будут просто заранее искать других партнеров, заранее проговаривать цены, заранее ориентироваться на других производителей из других стран.
Это же, может быть, раньше, еще там 10-15 лет назад, все бы сказали, когда это произойдет, тогда и будем думать. А сейчас все знают, что такое санкции, понимаете, что такое вторичные санкции, косвенные санкции, и все понимают, что надо этот фактор просчитывать заранее, и что этот фактор очень важен. И что присоединение к ЕС любым способом будет сопряжен с необходимостью введения санкций против, в частности, российских операторов и так далее. Но это же все просчитывают. И мы даже сегодня, и до этого, мы каждый раз говорим о том, что это не про политические оценки. Это про экономику в чистом виде, про сделки, которые совершаются с определенной перспективой, про расчет прибыли, про расчеты издержек. Вот про это все. И здесь, наверное, лучше идти, кстати говоря, и спрашивать у тех, кто является контрпартнером и партнером, где-то соучредителем, где-то торговым партнером с армянскими коллегами, и задавать вопрос, а как вы будете себя вести, если? И они уже на конкретных примерах вам ответят и расскажут.
Мне кажется что все подобные эксперименты должны подразумевать некие гарантии. Какие гарантии даются? Ведь уже были эксперименты вокруг (вопроса евроинтеграци) у целого ряда стран, у целого ряда политических деятелей, были попытки к экспериментам подобным. Где гарантии? Вот в чем вопрос»,- добавила Захарова.