8.01.2025
prev Предыдущие новости

«Темный Новый год» в Приднестровье отражает ключевую проблему современности

О политико-энергетическом кризисе в Приднестровье пишет в своем Телеграм-канале "Донской казак" российский политолог Сергей Маркедонов.


"После того, как с началом нового 2025 года истек срок договора между Украиной и российской компанией «Газпром» о транзите газа из РФ в европейские страны, энергетический кризис стал для Молдавии не одним из предполагаемых опасных сценариев, а суровой реальностью. Дополнительным осложняющим фактором стал отказ Кишинева признать и урегулировать проблему газового долга России. Москва оценивает его на уровне $709 млн.


Как показала первая неделя нового года, с особой сложностью энергокризис протекает на территории Приднестровья. Ведь как ни крути, статус республики с оспариваемым и непризнаваемым суверенитетом придает нынешней ситуации особую остроту.


Начало нового 2025 года для жителей Приднестровья оказалось праздником со слезами на глазах. Уже ранним утром первого январского дня компания «Тираспольтрансгаз-Приднестровье» отключила от отопления почти 75 тысяч домохозяйств. И это было только начало…. «Отключено теплоснабжение в школах, административных зданиях, детсадах. Энергоемкие производства и хозяйствующие субъекты остановлены, тысячи человек остались без работы. Сложности с обогревом возникли в больницах и поликлиниках», - так описывает ситуацию глава ПМР Вадим Красносельский.


К политэкономическим кризисам Приднестровью и его жителям не привыкать, вся история непризнанной республики ими переполнена. Об особенностях приднестровского конфликта написаны тома литературы. Но одна принципиально важная его черта, как правило, остается в тени. На Днестре «материнское государство» в военном отношении значительно слабее сецессионистского образования, а значит критически зависимо от внешних игроков- союзников. И потому предпочитает методы экономического, а не военного прессинга. Конечно же, предполагая и достижение вполне конкретных политических целей.


«Золотой век» Приднестровья, когда Левый берег наслаждался правом внешнеэкономической самостоятельности в соответствии с Московским (примаковским) меморандумом 1997 года давно позади. Действуя в соответствии с «тактикой салями» Кишинев год за годом отбирал особые прерогативы Тирасполя. Так было в сентябре 2001 года с введением таможенных печатей нового образца или в марте 2006 года с введением обязательного таможенного оформления всех грузов в рамках молдавской юрисдикции. Начиная с лета 2019 года, Кишинев заблокировал банковские счета предприятий и экономических агентов Приднестровья. По сути, их лишили возможности осуществления нормальной внешнеэкономической деятельности.


Но сегодняшний кризис выделяется на фоне предыдущих. Во- первых, российско- молдавские отношения политически замерзли, из них практически полностью исчезла прагматика. Во- вторых, фактор Украины, и ранее значимый для судьбы ПМР, приобрел критическую важность. Особенно на фоне отсутствия реальных перспектив деэскалации российско- украинского военного противостояния. В- третьих, не прекращается конфронтация России и Запада. И в этих условиях велик соблазн покончить раз и навсегда с пророссийским анклавом в ситуации, когда у Москвы явный дефицит ресурсов в ведении сеанса одновременной геополитической игры.


Что делать? Ясное дело, не в формате телеграм- комментариев строить сценарии. Очевидно одно. Риски возрастают, как и непредсказуемость. Вместе с этим растет запрос на нестандартные действия, не вписывающиеся в рутинные привычные алгоритмы. Как бы то ни было, «темный Новый год» в Приднестровье отражает ключевую проблему современности. Без уважения многосоставности и инклюзивности не выстроишь ни крепкую (и главное, легитимную) внутреннюю конструкцию, ни эффективную модель европейской безопасности. Когда выдавливание России отовсюду, откуда только можно, становится идефикс, появляются лишь тактические сиюминутные решения, стратегией здесь не пахнет!"