С чем связано замедление темпов роста армянской экономики и какие риски это создает? Насколько эффективно Армения использует возможности ЕАЭС для развития своей экономики, кроме реэкспорта в Россию? Насколько реальна возможность замены российского рынка и дешевых российских энергоресурсов с помощью Запада в краткосрочной или среднесрочной перспективе, на фоне заявлений армянских властей о необходимости диверсификации армянской экономики?
На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ ответила зав. сектором Центра постсоветских исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН им. Е.М. Примакова Елена Кузьмина.
С чем связано замедление темпов роста армянской экономики? Какие риски это создает для экономики Армении?
Ну, во-первых, давайте начнём с того, что рост 12% в предыдущие годы это, конечно, было связано в большей степени с перестройкой торговых потоков. Это во многом было связано с санкциями против России. Плюс, помимо перестройки торговых потоков, это были еще и средства, которые с собой привезли релоканты из России. То есть эксперты сразу говорили, что это такой временный процесс. Это не совсем зависело полноценно от того, как работает экономика Армении. Это были, условно скажем, дополнительные доходы. Сейчас это постепенно начинает нормализовываться. И поэтому, конечно, есть некоторый спад в экономике Армении.
Хотя, естественно, что есть определенные проблемы в самой экономике Армении. Например, с сельхозпроизводством. И промышленное производство растет не так быстро, как хотелось бы. Кстати, по поводу промышленного производства, фактически очень большую роль в его стабилизации сыграл именно Евразийский союз. Потому что, если мы посмотрим чуть более широкий период времени, то у Армении был достаточно хороший рост после того, как она вступила в Евразийский союз. Поэтому я не могу сказать, что у Армении самые большие проблемы с экономикой связаны именно с Евразийским союзом.
Насколько эффективно Армения использует возможности ЕАЭС для развития своей экономики? Или дело в основном ограничивается реэкспортом в Россию или российских товаров?
Давайте посмотрим. Крупнейшими торговыми партнерами Армении являются Россия и Китай. И Эмираты последние два года. Эмираты и Гонконг — это две страны и территории, в которые наиболее резко вырос экспорт из Армении — это золото, ювелирные изделия и алмазы. И если мы говорим о Гонконге, то еще экспорт драгоценных камней, не считая алмазов. Он вырос в разы, в некоторых случаях более пяти раз. Здесь интересный момент — у Армении достаточно хорошая обработка и хорошая ювелирная промышленность, но если мы смотрим на импорт, то основную часть золота и алмазов Армения получает из России. И это один из очень больших связующих моментов между Арменией и Россией, Арменией и Евразийским союзом. Я уже не говорю про поставки энергоресурсов в Армению практически полноценно идут из Российской Федерации. На нее приходится 98% поставляемых в Армению нефти и газа.
В каких сферах можно использовать потенциал ЕАЭС для развития армянской экономики, чтобы не ограничиваться лишь фактически реэкспортом товаров из России или в Россию?
Ну, во-первых, сейчас быстро меняется геополитическая ситуация и быстро идет развитие новых транспортных путей. Я имею в виду и Север-Юг, и то, как сейчас изменяется ситуация на Кавказе в целом. Также развивается взаимодействие Евразийского союза с Ираном, поскольку уже есть полноценная зона свободной торговли. Это тоже расширяет возможности Армении и в торговых путях, и в развитии каких-либо производств. Другое дело, что для этого должны быть национальные программы развития и намерения развивать те или иные сферы, условно говоря, обрабатывающих производств, промышленных производств. Они не очень большие, но они есть, по большому счету. Была же развитая промышленность в Армении в период Советского Союза. Да, понятно, что это все восстановить невозможно, но могут быть производство электроэнергии и перетоки электроэнергии, может быть более глубокое увеличение переработки сельхозпродукции и ряд других вещей.
Армянские власти регулярно подчеркивают необходимость диверсификации армянской экономики, особенно на фоне геополитического разворота Еревана. Насколько реальна возможность замены российского рынка и дешевых российских энергоресурсов с помощью Запада в краткосрочной или среднесрочной перспективе?
Ну вот, очень много всегда говорили про Францию. Посмотрела, Франция в экспорте (Армении) вообще в десятку не входит. А в импорте она, по-моему, двенадцатая. То есть в принципе это не очень большой рынок. Я не уверена, что есть возможность диверсифицировать как экспорт, так и импорт. Сейчас объясню. Импорт, понятно, это энергоресурсы. Но этот рынок уже достаточно серьезно распределен. Я не знаю, сколько пройдет времени, и будет ли такая возможность у Азербайджана, и как будут складываться отношения Армении и Азербайджана. Я просто реально смотрю на то, кто может эти ресурсы дать. Иран не может, потому что у Ирана основные ресурсы находятся в Персидском заливе, и потоки, трубопроводы направлены немножко в другую сторону. Но я думаю, что здесь очень много вопросов и политических, и экономических. Потому что, посмотрите, какие дружеские отношения у Азербайджана с Грузией, но объем энергоресурсов, не меняется уже очень многие годы. То есть он не увеличивается, несмотря ни на что. Поэтому это очень сложный вопрос.
Поменять такой объем (98% поставок углеводородов из России)... я вообще в истории экономики такого примера не знаю. Можно какие-то небольшие вещи поменять, но для того, чтобы это сделать, нужны инструменты. Во-первых, рынки, которые на это согласны, кто согласен это давать. Во-вторых, это будет, скорее всего, более дорогое удовольствие. Ну, просто если условно возить сжиженный газ откуда-то, это, во-первых, будет дорогая транспортировка, во-вторых должны быть заводы по разжижению для того, чтобы это использовать. Чего нет в Армении, и что тоже очень дорогое удовольствие. Поэтому говорить можно что угодно, но диверсифицировать или перевести потоки любого товара, а уж тем более углеводородов, это очень сложная вещь. Это не все себе могут позволить. Потому что, допустим, покупать российскую нефть с некоторой переработкой из Индии Европейский Союз пока себе может позволить, но все равно это дорогое удовольствие, потому что она стоит в разы дороже, чем это было по трубопроводам. А здесь еще сложнее, потому что здесь, еще раз повторюсь, во-первых, нет денег на то, чтобы покупать более дорогое. А нефть и газ в любом случае будут более дорогими, предполагаю, даже из Азербайджана. Даже при условии решения всех политических вопросов между Арменией и Азербайджаном.
Потом, какие товары предполагается диверсифицировать. И через какие инструменты. Я вот еще посмотрела, что очень сильно увеличился экспорт по Вьетнаму. Но он увеличился за счет того, что есть зона свободной торговли у Евразийского союза с Вьетнамом. Поэтому я просто не вижу тех инструментов и какие товары будут продавать. Коньяк, сухофрукты, золото и алмазы, ну, опять-таки, эти рынки в основном распределены. Поменять рынок сбыта – это очень сложный вопрос для любой страны даже с очень сильной и стабильной экономикой.
Айк Халатян