Экономист, профессор, ведущий научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Аза Мигранян прокомментировала ИАЦ VERELQ ситуацию в армянской экономике и возможные развития. В частности, тревожные сигналы уменьшения или недостаточно высоких темпов роста собственного армянского производства на фоне роста реэкспорта.
Да, безусловно, мы видим общий рост увеличения объемов, которые обеспечиваются именно за счет увеличения импорта российского сырья и последующей переработки сырья экспортом. Собственно, часть добавленной стоимости остается в Армении как доход республики, но не обеспечивает в полном объеме покрытие потребности бюджета. И в данном случае схлопывание традиционных отраслей является очень тревожным знаком, особенно горнорудной промышленности, которая обеспечивала до этих событий экспорт собственно самой Армении. Есть некоторые симптомы, связанные со снижением темпов роста сельского хозяйства. Здесь можно рассматривать сезонные колебания, можно климатические условия, но тем не менее это уже тренд, который требует включения дополнительной технологии по агрохимии, сопровождению, изменению или поддержанию почв, ну и так далее. Проблема в том, что фактически застопорился промышленный сектор в плане строительной индустрии. Это будет приводить по цепочке к снижению объемов производства по всей экономике, потому что строительная отрасль является собирающей отраслью, которая драйвером запускает все остальные. Как следствие всех этих схлопываний мы можем ожидать увеличение безработицы, сокращение рабочих мест. Вкупе с тем уровнем проблем на фоне беженцев из Арцаха это достаточно серьезно усложнит социально-экономическую ситуацию и может стимулировать рост напряженности.
Понятно, что в данном контексте, учитывая то, что парадигма армянских экономических властей находится полностью в либеральной нише, невозможно будет ожидать поддержки населения, так называемой социально ориентированной политики, по двум причинам. Нет рекомендаций кураторов и, соответственно, нет дохода для того, чтобы это обеспечивать. Соответственно, можно довольно четко прогнозировать к окончанию 2024 года снижение уровня жизни населения и, соответственно, снижение уровня внутреннего спроса. А это означает, что при сохранении санкционных ограничений в отношении России будет перекос в сторону внешнего сектора.
Здесь фактически формируется модель, которая в более упрощенном виде была в Молдавии. Молдавия, помимо собственного сегмента, наращивала экспорт примерно лет 8-10 за счет переработки «давальческого» сырья. Только там это были провода и полупроводники, которые рабочие условно собирали. А здесь поступает металл, камни. Это перерабатывается и реализуется. В любом случае, да, часть ювелирной промышленности работает, но именно риск в том, что она зависит от международной ситуации, от ситуации связанной с тем, каковы интересы России. Если, например, в России появится более интересный контрагент, то эти потоки могут быть перенаправлены в другую сторону. Бизнес есть бизнес. Как говорится: «ничего личного».
Айк Халатян