На последнем заседании правительства Армении премьер-министр Карен Карапетян в очередной раз поручил обсудить с российской и грузинской сторонами возможность нахождения альтернативных транспортных перевозок в обход Верхнему Ларсу. Однако, как стало известно, грузинская сторона на сегодняшний день никаких заявок с армянской стороны не получала. В ответ на запрос грузинских СМИ из правительства страны сообщили, что армянская сторона с подобным вопросом к ним пока не обращалась, а в случае обращения заявление будет изучено — о каком альтернативном пути идет речь, и, согласно законодательству и интересам страны, будет принято решение.
В беседе с
VERELQ эксперт по Грузии
Алик Эроянц отметил, что кроме этого в ответе правительства соседней страны говорится, что ее политика направлена на упрощение транспортно-транзитных процессов, так как это важно для мира, стабильности и укрепления экономических связей в регионе. Однако также отмечается, что существуют такие вопросы, которые выше экономических интересов и связаны с жизненно важными для Грузии политическими проблемами.
«Фактически Тбилиси проявляет дипломатический подход к данной ситуации и предварительно не отказывает армянской стороне, указывая, что при соответствующем заявлении они готовы рассмотреть альтернативный путь и дать ответ. При этом подчеркивается, что политика правительства Грузии направлена на упрощение транспортно-транзитных процессов в регионе, однако ясно дается понять, что для Тбилиси некоторые политические вопросы превыше любых экономических интересов. Я думаю, что таким образом сосед нам дает понять, что особых надежд с этим вопросом в Армении питать не должны, так как есть проблемы зависящие и от российской стороны», — отметил он.
Эксперт, однако, настроен оптимистически и считает, что неразрешимых проблем нет, просто необходимо действовать взвешенно и с реалистичными предложениями в повестке, и в этом случае, пусть поздно, но удастся решить проблему альтернативной дороги между Арменией и Россией.
Отметим, что альтернатива Верхнему Ларсу, который из-за погодных и климатических условий регулярно закрывается, таким образом препятствуя транспортным перевозкам, уже который год находится в повестке армянских властей и является реальной проблемой. Как при экс-премьере
Овике Абрамяне, так и при
Карене Карапетяне этот вопрос неоднократно поднимался, однако существенных подвижек дискуссии не приносят.
Указания указаниями, однако политические реалии тормозят разрешение проблемы, сколько бы армянское правительство не хотело что-либо изменить в данном вопросе.
По мнению председателя Союза промышленников и предпринимателей Армении
Арсена Казаряна, альтернативой Верхнему Ларсу является Южная Осетия. Есть также одобренный со стороны грузинского правительства проект по строительству новых туннелей и мостов, однако насколько эти проекты обсуждаемы и вообще были ли обсуждаемы когда-либо между Ереваном и Тбилиси, как в свое время заверял бывший министр транспорта Армении
Гагик Бегларян, он не знает. На этот вопрос, отметил он, пролить свет могут лишь в правительстве.
«Исходя из географического положения, Грузия не может предложить других путей, следовательно, их всего три — Верхний Ларс, через Абхазию или Южную Осетию. Однако Армения, по известным причинам, пользуется лишь одной. Я могу лишь сказать, что в повестке правительства есть вопрос о нахождении альтернативного пути Ларсу, особенно после вступления Армении в Евразийский экономический союз, однако насколько мы продвинулись в этом вопросе?», — заявил он после последнего заседания правительства.
Между тем, экономист, член оппозиционной партии «Армянский национальный конгресс»
Ваагн Хачатрян категоричен: Ларсу нет никакой альтернативы. И любые поручения, и указания со стороны правительства не что иное, как популизм.
«То, о чем говорится — дороги через Абхазию или Южную Осетию, при нынешних политических реалиях неосуществимо, этому существующие между Россией и Грузией отношения явно не могут способствовать. Поэтому подобные заявления не что иное, как популизм чистой воды, так как представители правительства хорошо осведомлены о всех политических нюансах и прекрасно знают, что никакой альтернативы Ларсу сегодня нет», — в беседе с
VERELQ заявил он.
По его словам, вариант через Абхазию или Южную Осетию означал бы, что на международном уровне будет принят факт, что это не грузинские территории, что неприемлемо для Тбилиси. И поэтому Грузия дает понять, что в случае заявки с армянской стороны, она будет отклонена, сколь ни досадно такое явление между соседями. Хачатрян напомнил, что альтернатива Ларсу может быть только одна — паромная переправа, о чем говорилось еще десятилетия назад.
«Тогда с российской и грузинской сторонами была достигнута договоренность о паромной переправе в круглогодичном режиме, однако только государство не могло взять на себя такую финансовую ношу, начались поиски частных инвесторов. Однако либо их не привлекла перспектива таких инвестиций, либо денег не нашлось, но проект этот так и не был осуществлен. И я сегодня также считаю, что единственная альтернатива Ларсу может быть только она, а наземной нет», — подчеркнул он, добавив, что мотивы властей Армении, прекрасно все это осознающих, он не понимает, но и не хочет думать, что постоянные разговоры о нахождении альтернативы ведутся с целью завести Армению в другую, более опасную игру.
Подготовила Лия Ходжоян