Чем обусловлена тяга армянских властей к ЕС несмотря на огромную экономическую прибыль Армении от ЕАЭС и возможные экономические потери, не говорю даже о политических? Как Россия будет реагировать на выход Армении из ОДКБ и евроинтеграцию?
На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ в кулуарах X Международного форума «Примаковские чтения» ответил научный сотрудник APRI Армения, научный руководитель Армянского фонда исследований Сергей Мелконян.
На форуме прозвучало заявление вице-премьера РФ Алексея Оверчука о тех плюсах, которые получает Армения от сотрудничества с Россией и участия в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), и о тех минусах, которые могут быть в случае, если Армения выберет курс на Запад и европейскую интеграцию. На Ваш взгляд, чем обусловлена эта тяга армянских властей к ЕС несмотря на огромную экономическую прибыль Армении от ЕАЭС и возможные экономические потери, не говорю даже о политических?
Власти в Армении прекрасно понимают, в чем профит от членства в ЕАЭС и каковы негативные последствия (выхода). На основании чего такой вывод? Армения открыто заявляла, что членство в ЕАЭС для нее приемлемо, она на высшем уровне принимает участие в заседаниях Союза, готова у себя принять заседание осенью и так далее. И Армения на уровне Никола Пашиняна заявляла, что у нее вопросы только к теме безопасности, к ОДКБ.
Почему для Армении это важно? Потому что, когда ты проводишь непопулярную внешнюю политику, а сегодняшняя внешняя политика, мы видим, что непопулярна, по всем опросам уровень одобрения правительства, премьер-министра падает, нужно показывать какие-то позитивные результаты своей деятельности. Единственным большим позитивным результатом является как раз экономический рост. Экономический рост можно обеспечить сегодня только за счёт членства в ЕАЭС. В Армении нет столько золота, которое экспортируется в Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ) и обратно. Понятно, откуда все это. Поэтому, идти на разрыв, поставить под ещё больший вопрос будущее страны, суверенитет... и при этом понимая, что никто не готов давать никакие гарантии безопасности – ни Брюссель, ни Вашингтон, никто. Потому что все понимают, что если Армения выйдет из ОДКБ, из ЕАЭС, то будет вакуум безопасности, который заполнят Турция и Азербайджан, а обещать, что кто-то спасёт эту страну, никто не хочет. На эти необоснованные риски никто не хочет идти.
Но даже несмотря приведенные вами факты, власти Армении заявляют, что выход из ОДКБ лишь вопрос времени. И при этом сами же армянские власти разгоняют тему возможной евроинтеграции страны. Чем тогда обусловлены их заявления и шаги?
Что касается ОДКБ, они сейчас, насколько я понимаю, решили «дробить слона по частям». То есть по России понятно, что Россия не выполнила обязательства, теперь возьмёмся за Беларусь, покажем, что и где плохого сделала Беларусь, а дальше по всем странам-членам ОДКБ, за исключением, возможно, Казахстана, который становится переговорной площадкой (с Азербайджаном). Я не думаю, что в краткосрочной перспективе они выйдут. Они довели ситуацию до того, что остался только вопрос принятия политического решения, как в Финляндии, Швеции. То есть те довели уровень вооружённых сил до той стадии, когда вопрос членства в НАТО был просто вопросом голосования, когда уже не надо было переобучать, ещё что-то делать. Тоже самое с ОДКБ – они снизили участие до минимума. И когда это окно возможности появится, они зайдут в это окно возможностей. Сейчас они в это окно входить не будут, пока - неопределённость.
А зачем тогда так активно продвигают в общественное сознание евроинтеграцию?
Вот для этого есть несколько уровней отношений. По безопасности происходит разворот, по экономике мы видим, что происходит не то что диверсификация, а углубление экономических отношений с Россией. По политике тоже происходит либо разворот, либо диверсификация. Мы видим снижение уровня политико-дипломатического диалога с Россией и повышение политико-дипломатического диалога с Западом. То есть они пытаются развести эти все вещи. Но сколько лет можно будет успешно усидеть сразу, получается, на трех стульях, я не знаю.
Россия готова с этим мириться? Потому что, судя по словам вице-премьера Оверчука, да и других официальных лиц России, не удастся пересмотреть отношения в политической сфере, но при этом надеяться оставить на прежнем уровне выгодные армянской стороне отношения в экономической сфере.
Все прекрасно понимают, что дружба она комплексная. Если ты друг, то ты получаешь по льготным ценам оружие, ты получаешь преференции в рамках ЕАЭС, льготные цены на газ, и так далее. Когда ты перестаёшь быть другом, к тебе такое же отношение, как ко всем остальным – платишь по рыночной цене и так далее. Тоже самое на Западе. Если ты друг и союзник США, естественно, ты включаешься в программы создания истребителей, средств ПВО и т.д. А если ты не друг, не союзник, у тебя этого не будет. То есть это такой целый тарифный план, я не знаю, можно ли так сформулировать.
В России это озвучили, кстати, впервые. Я на таком высоком уровне (вице-премьер РФ Алексей Оверчук) ещё не слышал таких заявлений, что «как вы понимаете, вы откажетесь и от этого, и от этого, и от этого. Что нельзя успеть все и сразу".
Но при этом мы видим, что Россия соглашается или постепенно принимает снижение своего присутствия в регионе. С Азербайджаном планировали договориться на двусторонней основе подписать соглашение о продлении срока пребывания миротворцев — в итоге миротворцы ушли. На встрече 8 мая (Путин-Пашинян) договорились убрать пограничников РФ — пограничники уходят. Видимо, Россия занимает такую позицию: «Ну, вы суверенная страна, делайте, что хотите, мы прекрасно понимаем, какие могут быть последствия, и они связаны не с нами, а с вашими, так называемыми соседями. Ну тогда за последствия отвечаете вы, мы за вас не несём ответственности».
Айк Халатян