Российский политолог Сергей Маркедонов в своем Телеграм канале проанализировал последние события на Ближнем Востоке.
1. Новая, более масштабная ирано-израильская военно-политическая эскалация затрагивает так много различных игроков, что этот кейс невозможно рассматривать, как проблему отдельно взятого региона. Спорить о том, будет ли ответный удар и в какой точке остановится это геополитическое фехтование, конечно, необходимо. Однако намного более важно зафиксировать обозначившиеся тренды. Прежде всего, для того, чтобы взвешенно и спокойно, не прибегая к методологии «болельщика», проанализировать возможные последствия для Ближнего Востока, Евразии, всего мира.
2. В наши дни в отечественной аналитике понятия «многополярность» и «полицентричность», наверное, можно считать одними из самых популярных. Однако понимать наступление полицентричности на манер гесиодовского «золотого века», когда люди будут жить, «как боги, со спокойной и ясной душою", не представляется возможным. Можно ли сегодня Иран четко отнести к какому-либо полюсу? Очевидно, это - противник США. Но ведь и полностью отождествить его интересы с Россией и КНР также не получается. Израиль принято считать главной проамериканской силой на Ближнем Востоке. Но ведь Вашингтон не хотел бы жесткого ответа израильтян. Как не хотел он этого и в далеком 1991 году во время «Бури в пустыне» (уговаривая Тель-Авив стерпеть иракские выпады дабы не раскалывать анти-саддамовскую коалицию) или в 2006 году во время «второй ливанской». Ведь что бы ни говорили про «глобальный Юг», объединенный неприятием США, у Вашингтона имеются союзники в Саудовской Аравии, ОАЭ, Египте, Катаре, Бахрейне, Иордании, Марокко. Таким образом, разные центры силы, не сдерживаемые рамками жесткой биполярности или уздой «мирового полицейского» будут намного чаще импровизировать. Один набор проблем и вызовов заменит другой, коммунизма и «конца истории» не наступит, придется реагировать на многие амбиции и учитывать множественные честолюбия.
3. Стало едва ли не конвенциональной мудростью говорить о том, что силовой фактор никуда не исчез. И даже, напротив, жесткая сила куда как эффективнее мягкой. Да и сам этот концепт soft power- не наш, в общем… Можно было бы согласиться с этим мнением, но есть нюанс. Любое проецирование силы показывает не только силу, прощу прощения за тавтологию, но и рентгеновским лучом просвечивает уязвимость применяющего «большую дубинку». Это в полной мере касается и Израиля (см. его действия в Газе в последние пять месяцев), и Ирана с его беспрецедентной дроново-ракетной атакой. Самое время задуматься, а может быть сценарий «держите меня семеро, а то я ему морду разобью», предпочтительнее? Ставим только вопрос, гипотеза нуждается в проверке. Жаль только, что такое тестирование - не лабораторный эксперимент, его цена намного выше!
4. Паки и паки. Попытки любых генерализаций будь то «глобальный Юг» или «мировое большинство», «исламский мир», «арабский Восток», «цивилизации» сталкиваются с десятками и сотнями исключений. Но подтверждают ли эти исключения правила? Тоже вопрос на вырост! Мусульманская Иордания поддерживает Штаты и Израиль, а за арабов в Ливане и в Газе «вписываются» персы! Об арабо-израильском конфликте вообще корректно ли говорить сейчас, если Иран- наследник Персии во всех ее изданиях (в котором практически отсутствует бытовой антисемитизм, а евреи даже представлены в парламенте) более радикален в своих действиях против Израиля, чем державы арабского мира? Впрочем, есть отдельная тема- арабская "улица", чье мнение далеко не всегда совпадает с официозом. Добавим к этому риторику Турции, опять же не представляющей арабский Восток. Она будет пожестче, чем у иных заливных монархий, что, правда, торговле с «сионистами» не помеха.
5. Мир становится сложнее. И без американской гегемонии он не станет проще. Понимать это лучше уже сейчас. Но без осознания десяток и сотней нюансов, знания матчасти вместо повторения идейно правильных мантр/клише и в этом «бесполосном» (говоря словами Ричарда Хааса) или «многополюсном мире» нам не станет комфортнее. В общем, как говорил герой популярного мультфильма: «Привычность мысли надо гнать».