Муниципальные выборы общенационального значения. Закат «великолепного века» Эрдогана? Об этом пишет ведущий научный сотрудник Центра евроатлантической безопасности Института международных исследований МГИМО МИД России Сергей Маркедонов в своём telegram-канале «Донской казак» и продолжает:
"В последний день марта в Турции состоялись местные выборы. В 81 провинции граждане республики выбирали мэров 390 городов, в также муниципальных служащих (мухтаров), членов региональных законодательных ассамблей и советов муниципалитетов. Однако по своему значению эта кампания не была политическими боями местного значения. Хотя бы потому, что городских голов избирали в трех крупнейших городах страны Анкаре, Стамбуле и Измире.
Выборы-2024 прошли через 10 месяцев после президентской и парламентской кампании. Тогда для определения главы государства потребовался второй тур, и электоральный успех Реджепа Тайипа Эрдогана выглядел вовсе не так, как это принято в иных постсоветских странах. Во втором туре 52,18 % голосов за победителя против 47,82 % за «серебряного призера». Все это показывало наличие у оппозиции достаточных ресурсов, чтобы с ней считались, как с важным фактором турецкой политической жизни. Таким образом, кампания-2024 стала, по сути, общенациональным социологическим опросом, в результате которого были замерены уровни доверия и к власти, и к ее оппонентам. Некоторые обозреватели называют ее прологом президентских выборов-2028.
Итоги голосования были более, чем впечатляющими для оппозиции. Народно-республиканская партия (НРП) одержала победу в трех крупнейших городах Турции. Она также взяла верх в большинстве муниципалитетов на западе республики.
Особенно ярким был электоральный успех Мансура Яваша в Анкаре, его перевес над «серебряным призером» избирательной гонки составил 25%! Президенту Эрдогану не оставалось ничего кроме необходимости публично признать случившееся, заявить о необходимости «непредвзятой оценки» и «самокритики». В канун выборов в СМИ активно обсуждался эрдогановский тезис о «последних выборах» в его политической карьере. Но насколько обосновано ставить точку в ней «здесь и сейчас»?
На наш взгляд, поспешные выводы не являются оптимальной экспертной оценкой. Во-первых, Эрдоган и ранее собирался «на пенсию», однако неизменно откладывал свой уход. Немало прогнозистов прочили ему провал и в кампании-2023, но были посрамлены. Во-вторых, оппозиция и ранее обыгрывала провластную «Партию справедливости и развития» в крупнейших муниципалитетах страны. Так, Экрем Имамоглу побеждал дважды провластного кандидата Бинали Йылдырыма (выборы переголосовывали) в 2019 году в борьбе за пост мэра Стамбула. В 2024 году его снова переизбрали. Упомянутый выше Мансур Яваш также торжествовал победу пять лет назад. В Турции наличествует конкурентная политика, что бы мы ни говорили об авторитарных поползновениях ее президента. Страна в последние два десятилетия прошла и через интригующие выборы, и через массовые акции протеста. В-третьих, надо разделять местные и общенациональные кампании. Это на президентском и на парламентском уровне избиратели могут порассуждать о геополитике и «миссии Турции». На уровне города и поселка их больше интересуют водопровод и дороги. Не факт, что к 2028 году оппозиция конвертирует эту тематику в нечто более значимое. В-четвертых, Турция- страна с непростой идентичностью. И вестернизм здесь сочетается с «традиционализмом», маятник колеблется. И на его движения влияют не только внутренние, но и внешние факторы (та же сирийская или иракская повестка). Таким образом, за 22 года Эрдогану брошен, пожалуй, самый серьезный вызов со стороны оппонентов. Но он - опытный боец, умеющий не расслабляться и заниматься «самокритикой».
Не стоит рассматривать выборы в Турции через «российские очки». Здесь не было и не будет конкуренции «пропутинских» и «прозападных» сил». И эрдогановская элита сотрудничает с НАТО и с ЕС, и сегодняшние оппозиционеры «ататюрковцы» во времена их пребывания у власти демонстрировали готовность и к внешним интервенциям (Кипр -1974), и к коалициям с «умеренными исламистами» вроде Неджметтина Эрбакана (его считают предтечей Эрдогана). Идея Турции, как самостоятельной субстанции на международной арене одинаково близка и властям республики, и оппозиционерам".