25.11.2024
Танкисты российской военной базы в Армении готовятся к «Суворовскому натиску»
prev Предыдущие новости

Армения в 2016 году: о некоторых внешнеполитических итогах

Подвешенное состояние переговоров по урегулированию карабахского конфликта, продолжающаяся интеграция в рамках Евразийского экономического союза, укрепление отношений со стратегическим союзником – Россией, ожидающееся подписание рамочного соглашения с Евросоюзом – пожалуй, можно подвести некоторые внешнеполитические итоги уходящего года для Армении.

При этом выбор карабахской проблематики в качестве первого пункта в этом небольшом списке совершенно неслучаен. Анализируя итоги 2016 года, можно убедиться, что все ключевые процессы и политические события так или иначе связаны с этим конфликтом.

Можно утверждать, что начался политический год с апрельской эскалации в зоне конфликта. Эскалация по своему размаху была беспрецедентной с момента подписания перемирия в 1994 году. Четырехдневные боевые действия унесли жизни свыше сотни армянских и около тысячи азербайджанских военнослужащих. При этом автор агрессии – Баку так и не добился каких-либо стратегических целей, а захват нескольких позиций Армии обороны Нагорного Карабаха общей площадью в 800 гектаров ценой таких потерь вряд ли можно считать стратегическим успехом. Четырехдневные боевые действия были остановлены при посредничестве российской стороны, при этом с просьбой о посредничестве к Москве обратился Азербайджан.

Спустя месяц после эскалации, в мае в Вене состоялась встреча президентов Армении и Азербайджана при посредничестве стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Стороны подтвердили свою приверженность прекращению огня и мирному урегулированию конфликта. Как отмечалось в итоговом заявлении посредников, для снижения риска дальнейшего насилия, главы государств договорились завершить в кратчайшие сроки внедрение механизмов ОБСЕ по расследованию инцидентов на линии соприкосновения. Они достигли договоренности расширить полномочия офиса личного представителя действующего председателя ОБСЕ, а также продолжить обмен данными о пропавших без вести под эгидой МККК.

Еще одна встреча Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева состоялась в июне в Санкт-Петербурге при посредничестве президента России Владимира Путина. В трехстороннем заявлении подтверждалась их приверженность нормализации обстановки на линии соприкосновения, содержалось их согласие на увеличение наблюдателей ОБСЕ, которые работают в зоне конфликта и выражается приверженность созданию условий для того, чтобы был устойчивый прогресс в переговорах по политическому урегулированию конфликта. Однако об установлении средств наблюдения на передовой линии и фиксации обстановки четко не говорилось, несмотря на соответствующую договоренность в Вене.

В последующие месяцы каких-либо подвижек в направлении реализации достигнутых договоренностей не произошло. Уровень доверия между сторонами конфликта остается крайне низким, если не сказать нулевым. И существенных предпосылок для выхода из нынешнего заколдованного круга не просматривается. А с учетом сохранения военной риторики, каждодневных обстрелов на линии соприкосновения, угроза возобновления боевых действия сохраняется.

Уходящий год ознаменовался также созданием совместной армяно-российской Объединенной системы ПВО в регионе, что на порядок увеличивает уровень защищенности армянского неба от потенциального агрессора. Соответствующее соглашение позволяет использовать возможности Воздушно-космических сил России, вплоть до применения ядерного оружия. ВКС РФ имеют спутниковую систему и другие средства контроля, которые могут использоваться на территории Армении в интересах армянских войск ПВО. Еще одним достижением военного сотрудничества Армении и России стало подписание соглашение о создании Объединенной группировки войск. Документ был подписан в ходе ноябрьского визита в Москву министра обороны республики Вигена Саркисяна.

Уходящий год был также периодом укрепления ЕАЭС. Странам-партнерам удалось согласовать Таможенный кодекс ЕАЭС, который был подписан 26 декабря в Санкт-Петербурге на заседании Высшего Евразийского экономического совета.

В уходящем году Ереван продолжил политический и экономический диалог с южным соседом – Ираном. Энергетическое сотрудничество, создание свободных экономических зон, транспортный коридор, связывающий Персидский залив с Черным морем по территории Армении – вот далеко не полный перечень направлений взаимодействия между Ереваном и Тегераном. Новый импульс этим отношениям придал недавний визит в Армению президент ИРИ Хасана Роухани. В настоящее время между Ираном и ЕАЭС ведутся переговоры о создании зоны свободной торговли. Армения в этом смысле рассматривается как связующее звено между ИРИ и Союзом.

Параллельно интеграционным процессам на постсоветском пространстве, официальный Ереван продолжает активно работать с западными партнерами – с Вашингтоном и Брюсселем, в первую очередь. В октябре президент Серж Саргсян принял участие в инвестиционном форуме в Нью-Йорке, пригласив западный бизнес в Армению.

С Евросоюзом, как заявляют представители МИД республики, уже летом может быть подписано рамочное соглашение о дальнейшем сотрудничестве. Документ этот будет содержать в себе многое из того, что уже было в Ассоциативном соглашении. В новом договоре, однако, будут учтены обстоятельства, связанные с членством Армении в ЕАЭС. Насколько удастся продвинуться в этих переговорах, помимо прочих факторов, зависит и от качества выборов в Национальное собрание. Представители ЕС неоднократно давали понять, что дальнейшая финансовая помощь, в которой столь остро нуждаются власти республики, зависит от прозрачности и справедливости избирательных процессов.

Учитывая зависимость властей Армении от финансовых доноров, предполагается, что основной задачей армянской дипломатии в будущем году станет «легитимация» итогов парламентских выборов с точки зрения этих самых доноров. Еще одна актуальная задача – привлечение новых инвестиций в экономику страны. О важности этой задачи дипломатам на днях «напомнил» премьер-министр Карен Карапетян. На фоне рецессии в России и сокращения поступающих оттуда трансфертов, стремительно растущего внешнего долга республики, хотя бы незначительное оживление будет невозможным без свежей «крови» в экономике.

От того, насколько успешными будут действия властей во внутренней политике и экономике, во многом зависит и ход переговоров по Карабаху в будущем году. Последнее заявление глав МИД стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ содержало в себе некоторые элементы давления, причем как на Баку, так и на Ереван. О том, что сроки по Карабаху "поджимают", мы уже писали, и в условиях внешнего прессинга, властям Армении необходимо добиться некоторого консенсуса внутри страны. Удастся ли это Сержу Саргсяну и его команде, увидим уже в апреле 2017 года.


Ашот Сафарян, политический обозреватель ИАЦ VERELQ
МИД Армении
Следующая новость next

Регион

Все новости