Участие премьер-министра Армении Никола Пашиняна в заседании Высшего Евразийского экономического совета продемонстрировало стремление Еревана разделить вопросы безопасности от экономики в рамках своих претензий к ОДКБ. При этом армянские власти, желая повысить свое значение в глазах Запада, стремятся всячески демонстрировать свою самостоятельную роль в организациях, где Россия имеет решающее влияние, подобно тому, как себя ведет Турция в НАТО.
Выступая на заседании Высшего Евразийского экономического совета 25 декабря премьер Армении особо подчеркнул нетерпимость Еревана к попыткам придать Евразийскому экономическому союзу геополитический окрас. «ЕАЭС – это экономическое объединение, которое не должно иметь политической и, тем более, геополитической повестки», - заявил Пашинян, хотя на заседании практически все лидеры стран ЕАЭС говорили об укреплении ЕАЭС именно как экономического образования.
Хотя Пашинян не указал кто и каким образом старается придать евразийскому объединению политические контуры, все же он подчеркнул стремление Армении «пресекать всяческие попытки политизации евразийской интеграции». «ЕАЭС и его экономические принципы не должны коррелировать с политическими амбициями. Базовые свободы торговли и интеграции не могут и не должны ограничиваться из-за политических соображений, это точно приведет к коррозии фундаментальных принципов объединения», - сказал Пашинян.
Армянский политолог, научный сотрудник исследовательского центра APRI Армения Бениамин Погосян считает главным адресатом заявлений Пашиняна Россию. При этом он выделяет как минимум две причины, подтолкнувшие Никола Пашиняна, ранее на протяжении года отказавшегося от посещения мероприятий в рамках ОДКБ и СНГ, принять участие в саммите лидеров ЕАЭС.
«Данное заседание для Армении и лично для премьер-министра Никола Пашиняна имело несколько значений. Первое, это стремление показать, что нет цели идти на конфронтацию с Россией. Да у Еревана есть претензии к ОДКБ, но это не означает, что Армения выступает против России во всех форматах. Второе, показать, что все-таки Армения пока еще не Украина или Грузия времен президентства Саакашвили», - сказал Погосян в беседе с VERELQ.
При этом, по словам эксперта, стремительное сближение Еревана с Европейским союзом, имеет внутриполитический контекст.
«После полного краха, потери Нагорного Карабаха и насильственной депортации больше 100 тыс. армян из Арцаха – одна из возможностей для набора внутриполитических очков – это сближение с Европой с перспективой на снятие визового режима, получение инвестиций и помощи. Для этого нужно всячески показать Европейскому союзу, и Западу в целом, что все-таки Армения продолжает свои попытки дистанцироваться от России», - сказал Погосян, именно в этом контексте рассмотрев слова Пашиняна о недопустимости «геополитизации» Евразийского экономического союза.
Между тем западные партнеры, пытаясь воспользоваться моментом, всячески поощряют попытки армянских властей дистанцироваться от Москвы. На днях о решении официального Еревана изменить свою внешнюю политику для отдаления от Москвы заявил спецпредставитель НАТО по Кавказу и Центральной Азии Хавьер Коломина. «Армения очень четко решила изменить свою внешнюю политику и отойти на некоторое расстояние от Москвы. Это то, что мы поощряем», - сказал он в интервью Первому грузинскому каналу, хотя сам Никол Пашинян и представители его команды всячески отрицают возможность смены внешнеполитического вектора с России на Запад.
Именно этой цели, по словам Погосяна, служат слова армянского премьера Никола Пашиняна о том, что Армения рассматривает ЕАЭС как строго экономическое объединение и он поехал в Санкт-Петербург, так как не мог иначе, ибо Армения в экономическом плане сильно зависит от России.
«Это все сигналы для западных партнеров армянских властей. Мол несмотря на то, что Армения состоит в ЕАЭС, она может выступать там скрытым партнером Запада, подобно тому, как Турция в НАТО или Венгрия в ЕС. Эти два государства иногда выступают против США и ЕС. Вот и Пашинян намекает, что Армения остается в ЕАЭС, но может для Запада это лучший вариант иметь своего соратника в ЕАЭС, чем не иметь. Это и доступ к информации, а в случае необходимости попытаться сделать так, чтобы Ереван наложил вето на принятие определенных решений», - резюмировал он.
Руководитель Армянского института национальной устойчивости, кандидат политических наук Геворг Меликян вообще сомневается, что у армянских властей есть реальная повестка отдалиться от Москвы вплоть до выхода из курируемого ею ОДКБ.
Он пока не видит четкой стратегии или политики в этом вопросе. Вместо этого, с его точки зрения, армянские власти стремятся создать впечатление на западных партнеров и добиться каких-то гарантий безопасности и инвестиций. Целью этой политики полумер, по словам эксперта, является стремление убедить западных партнеров относиться к Армении, как к другой стране с антироссийской позицией, несмотря на участие в ОДКБ и сотрудничество с Россией в области безопасности.