Процесс мирного урегулирования армяно-азербайджанского конфликта под патронажем Вашингтона и Брюсселя начинает проявлять все больше признаков замедления. Начавшиеся в Праге в октябре прошлого года переговоры, которые привели к взаимному признанию суверенитета и территориальной целостности Армении и Азербайджана, стали замедляться и утрачивать темп.
Баку воспользовался этой возможностью для блокировки и даже агрессии, а также этнической очистки в Нагорном Карабахе. После этого перспективы заключения мирного соглашения между Ереваном и Баку при посредничестве Запада, а точнее под патронажем Вашингтона, теперь кажутся менее определенными.
Теперь официальный Баку публично дистанцируется от услуг Запада в качестве посредника, настаивая на переносе процесса на российскую переговорную площадку. При отказе Еревана предлагает прямые переговоры. Так по крайней мере недавно сформулировал позицию Азербайджана по переговорам с Арменией президент Ильхам Алиев 11 октября, который ранее отказался от поездки в испанскую Гранаду, где на полях саммита ЕС должна была состояться его встреча с премьер-министром Армении Николом Пашиняном.
Практически аналогичным образом ответила Армения, отказавшись от встречи министров иностранных дел России, Азербайджана и Армении в Бишкеке 12 октября. В этом Баку усмотрел признаки отказа Еревана от российского посредничества, хотя никто из армянских властей с таким заявлением не выступил, более того, недавно премьер-министр Пашинян заявил, что Армения не меняет вектор своей внешней политики, тем самым развеяв сомнения о скором выходе страны из геополитического фарватера России. Затем Алиев настоял на посредничестве России в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта.
«Посредничество Российской Федерации мы воспринимаем с благодарностью, поскольку Россия - наш сосед и союзник, а также союзник Армении. Эта страна находится в нашем регионе, в отличие от тех, кто находится за тысячи километров. И, естественно, история отношений между нашими странами, предполагает посредничество российской стороны», - сказал Ильхам Алиев, при этом добавив, что альтернативой посредничеству РФ могут «быть прямые переговоры между Баку и Ереваном».
Со слов Алиева становится понятно, что даже в качестве альтернативы официальный Баку в настоящее время не рассматривает западную переговорную площадку. А ведь впереди ожидаются переговоры в Брюсселе с участием Пашиняна и Алиева, и именно сославшись на важность их продолжения, западные лидеры, в частности президент Франции Эммануэль Макрон посчитал введение санкций против Азербайджана из-за агрессии и этнической чистки в Нагорном Карабахе контрпродуктивным.
По данным VERELQ после отказа Алиева от участия во встрече в Гранаде, резко возросла вероятность, что он откажется и от брюссельских переговоров.
«Если Алиев откажется и от переговоров в Брюсселе, это значит, что возможность подписания соглашения или его прототипа в Вашингтоне в январе-феврале 2024 года окажется под вопросом, что в свою очередь может привести к возрастанию вероятности новой эскалации уже на границе с Арменией. Хотя европейские лидеры уверяют, что сделают, все, чтобы Алиев принял участие на встрече в Брюсселе, но вероятность того, что он откажется высокая, поскольку брюссельские переговоры должны быть продолжены в рамках логики принятого в испанской Гранаде заявления без участия Алиева (чем последний кстати был недоволен)», - сказал источник VERELQ во властных кругах.
В связи с этим возникает вопрос – почему Азербайджан, который ранее охотно участвовал в переговорах в Вашингтоне и Брюсселе, вдруг решил сменить переговорную тактику, настаивая на проведении дальнейших переговоров с Ереваном на российской площадке? Каковы долгосрочные цели Баку и какую роль в их достижении играет смена переговорной площадки?
Политолог Давид Арутюнов не считает, что отказ Баку от участия в переговорах в Гранаде отражает долгосрочное изменение в переговорной тактике.
«Азербайджан уклонился от этой встречи с учетом негативного для себя фона после операции против Нагорного Карабаха, а также имея целью либо торпедировать, либо модифицировать пятисторонний формат. Для Баку желательно исключение из него Франции или же интеграция в формат Турции. Показателем сохраняющегося интереса Азербайджана к западной площадке является подтверждение участия Баку в предстоящих трехсторонних переговорах в Брюсселе», - сказал Арутюнов в беседе с VERELQ.
Аналогичного мнения придерживается другой армянский политолог Бениамин Погосян, по словам которого, для Баку «неприемлемо посредничество Франции, которая всюду поддерживает Армению». «В ответ он настоял на участии Турции, которая полностью поддерживает Азербайджан», - сказал Погосян в беседе с VERELQ, при этом добавив, что Баку отказывается от любых переговоров, где присутствует Франция и отсутствует Турция.
То, что делает Армения, по словам Погосяна, «странно», имев в виду отказ от переговоров в Бишкеке при посредничестве российского министра иностранных дел. «Армения, похоже отказывается от российского формата переговоров», - отмечает эксперт, добавив, что такая позиция армянской стороны может навредить ей самой.
Другой политолог Тигран Григорян все же видит дистанцирование Баку от западных переговорных площадок, поскольку там азербайджанская сторона получила всё, чего хотела – а именно признание своего суверенитета над Нагорным Карабахом.
«Получив максимум от западных площадок, президент Азербайджана пытается сейчас дистанцироваться от них. Это прагматичный подход, в корне отличающийся от тех подходов, которые взял на вооружение Ереван», - сказал Григорян в эфире Factor, указав на вопрос разблокировки коммуникаций между Арменией и Азербайджаном, что в дальнейшем даст о себе знать.
«Главное различие между московским и западным форматами заключается в том, что тут речь идет о том, что осуществление таможенного и пограничного контроля будет осуществлять российская сторона. Подобную позицию поддерживает и Москва, и Баку, а вот Ереван изменил и ужесточил свою позицию по этому вопросу, указывая на то, что эти функции будут выполнять армянские службы», - пояснил он.
В целом азербайджанская сторона и раньше выражала готовность к переговорам на российской площадке, маневрируя при необходимости между площадками переговоров, отмечает Давид Арутюнов.
«В условиях активно звучащей на Западе критики действий Азербайджана в Нагорном Карабахе, отказ Баку от участия во встрече в Гранаде и последующая активность на российском направлении может быть демонстрацией Брюсселю и Вашингтону недовольства Азербайджана. Но говорить о долгосрочной смене приоритетов в этом плане, думаю, пока преждевременно», - резюмировал Арутюнов.