Получив максимум от западных площадок, президент Азербайджана пытается сейчас дистанцироваться от них. Это прагматичный подход, в корне отличающийся от тех подходов, которые взял на вооружение Ереван. Об этом заявил политолог Тигран Григорян.
«В западных форматах уже сформированы определенные принципы, на базе которых должно проходить урегулирование отношений. В частности, речь идет о процессе делимитации. В западном формате, на мой взгляд, уже есть консенсус по вопросу карт. У посредников есть общее понимание, что делимитация и демаркация должны основываться на картах 1975 года. Азербайджан отказывается от конкретных карт в процессе делимитации. В целом они считают, что процесс может происходить на основе нескольких карт, потому что при наличии конкретности в этом процессе возможности маневрирования для Азербайджана ограничиваются. В целом понятно, что Азербайджан будет продолжать политику силового давления на Армению в том же процессе делимитации. Также очевидно, что азербайджанская сторона не намерена выводить свои войска с территорий, которые были оккупированы с начала 2021 года», - заявил Григорян в эфире Factor.
По части мегринской дороги в западном формате также сформированы определенные принципы, вокруг которых есть консенсус, отметил эксперт. К примеру, продолжил он, посредники согласны с позицией, что разблокирование коммуникаций должно проходить на основе сохранения суверенитета и по принципу взаимности. «Сейчас мы видим попытку Азербайджана дистанцироваться от этих форматов и принципов», - считает он. По этому вопросу главное различие между московским и западным форматом заключается в том, что тут речь идет о том, что осуществление таможенного и пограничного контроля будет осуществлять российская сторона. Подобную позицию поддерживает и Москва, и Баку, а вот Ереван изменил и ужесточил свою позицию по этому вопросу, указывая на то, что эти функции будут выполнять армянские службы. В этом, считает Григорян, есть определенная логика в контексте установления Азербайджаном КПП и блокирования Лачинского коридора.
Эксперт указал и на изменение риторики Баку по вопросу пребывания российских миротворцев в Арцахе. «Если раньше постоянно ставился акцент на том, что российские миротворцы находятся там временно, то сразу после военной операции против Арцаха, стали звучать заявления о том, что РМК будет там находится до 2025 года с возможностью последующего продления», - заявил он. Однако главный просчет в этом сценарии заключается в полном исходе армянского населения из Арцаха. «Они рассчитывали, что там останется несколько тысяч человек. По факту сейчас там нет армянского населения, речь может идти о десятках человек, не более. В этом плане будет сложно придумать предлог для продолжения миссии», - заявил он.