Как расценивать заявление, подписанное в испанской Гранаде премьер-министром Армении Николом Пашиняном вместе с президентом Европейского совета Шарлем Мишелем, президентом Франции Эммануэлем Макроном и канцлером Германии Олафом Шольцем? Противники правящей в Армении команды полагают, что таким образом Пашинян заявил о своей готовности сдать Алиеву еще и известные анклавы в Тавушском и Араратском марзах.
Правящая команда оценивает подписанное Пашиняном заявление, как и другие его встречи в Гранаде, как победу, как исторический день, когда Армения полностью перешла под патронаж Европы…
Настолько внушительную победу, что Пашинян вместе с дочкой пошел на торжественный ужин в честь участников саммита, не очень заботясь о том, насколько адекватны их довольные лица на фоне ста тысяч беженцев из Арцаха, многие из которых потеряли не только свои дома, но и близких.
Полагаем, радостное настроение Пашиняна объясняется его верой, что он в Гранаде получил долгожданную «кадастровую бумагу», подтверждающую со стороны западного мира неприкосновенность территории Армении в границах 1991-го года, на момент подписания Алма-Атинской декларации. Полагаем, что согласно приоритетам Пашиняна, потеря Арцаха не такая уж большая цена за такую «кадастровую бумагу» плюс обещания о миллионных вливаниях в бюджет республики со стороны ЕС. Полагаем, Пашинян уверен, что его совместное с Мишелем, Макроном и Шольцем заявление и есть тот самый вожделенный международный механизм контроля за выполнением положений мирного договора, который Пашинян намерен в конце октября в Брюсселе подписать уже совместно с Ильхамом Алиевым.
На наш взгляд, подписанное Пашиняном заявление в Гранаде можно расценивать… никак. Это далеко не первый и, наверное, не последний международный документ будь то о границах Армении или о чем-то еще, касающемся нашей страны. Можно вспомнить и план Вильсона, а армяно-турецкие соглашения начала 20-го века. А если поновее, то совместные с лидерами Армении и Азербайджана заявления сопредседателей МГ ОБСЕ. Или, наконец, пресловутое Трехстороннее заявление от 9.11.2020, которое тоже благополучно кануло в Лету, поскольку уже нет главного предмета заявления – народа и государства Арцаха.
Если эти и другие международные бумаги чему-то и учат, так только тому, что ничего они никому не гарантируют.
Гарантирует в нашем регионе, только одно – сила. И если Алиев подпишет что-то с Пашиняном, то будет верен взятым обязательствам до тех пор только, пока не почувствует, что время пришло и можно взять еще что-то…
Какие ресурсы сопротивляемости у Армении? Главным ее ресурсом до сих пор была даже не армия или вооружение.
Главным ресурсом Армении был Арцах: непризнанное государство надежным щитом прикрывало Армению. Сейчас власти Еревана этот щит сдали сначала де-факто, а потом, поставив в Гранаде подпись, и де-юре.
Вспоминается рассказанный как-то по случаю Путиным анекдот, правда, не очень смешной. Подарил морской офицер своему сыну кортик, а тот взял и обменял его на часы и похвалился тем отцу. А отец и говорит: «Хорошие часы, да, только вот, если ворвутся к нам завтра бандиты, будут все грабить и насиловать… И тут ты выходишь и гордо говоришь: «Московское время 12 часов 30 минут» ...
Ну вот и мы, как тот горе-герой анекдота, обменяли свой кортик на часы, обменяли Арцах на миллионные подачки от благородно-милосердных западных структур. И теперь, когда азербайджано-турецкий тандем в очередной раз нарушит наши границы, мы покажем им сколько у нас денег, какие красивые у нас дома для беженцев, дороги и часы…
Какой-либо мирный договор с Азербайджаном будет иметь силу только в случае, если в мире будет царить стабильность, в первую очередь, если прекратится военный конфликт на Украине. Конфликт, разделяющий мир на противоборствующие лагеря и способствующий новым обострениям в других регионах, как мы видим сегодня в возобновившемся насилии между Израилем и Палестиной.
В условиях перманентных эскалаций в различных регионах, Алиев и Эрдоган будут очень внимательно ожидать нового шанса вторжения в Армению. А полная поддержка Еревана со стороны ЕС, как заявляют представители организации, ограничится только валютной поддержкой правящей в Армении команды.
Рубен Маргарян