Помимо этнической чистки в Арцахе и ликвидации арцахской государственности, Ильхам Алиев решил еще одну задачу: обеспечил правящей команде Армении кресло мэра Еревана. Напомним, что по результатам выборов в Совет старейшин правящая команда провалилась, набрав 32% голосов от пришедших на избирательных участки, 9% от общего числа избирателей и, таким образом, получила в Совете старейшин 24 мандата из 65…
В этих условиях удержаться в кресле мэра для Тиграна Авиняна было затруднительно. Даже если бы за него проголосовали и члены Совета старейшин от партии «Республика» (де-факто прокси партии «Гражданского договора»), у которой 8 мандатов. В сумме это давало кандидату от «Гражданского договора» 32 мандата.
У оппозиции могло быть 33: 14 мандатов от «Национального прогресса» Айка Марутяна, 14 мандатов у блока «Мать Армения» за лидерством Андраника Теваняна, 7 мандатов у «Общественного голоса» Вардана Гукасяна.
Если к этому прибавить подъем оппозиционного движения, вызванный результатами выборов, сценарий перехода кресла мэра Еревана в руки оппозиции был вероятным: возможно, и «Республика» не решилась бы открыто поддержать правящую команду и попасть под волну общественного негодования от такого шага. А если бы оппозиция «взяла» Ереван, на повестку вставал вопрос досрочных парламентских выборов. Такую задачу изначально ставил перед собой ряд политических сил, прежде всего оппозиционный блок «Мать Армения».
Но… Трагические события в Арцахе и все процессы, связанные с выборами мэра Еревана, отошли на второй план. И вот, выясняется, что правящая команда сохраняет кресло мэра за своим кандидатом. На первое заседание Совета старейшин Еревана от «Общественного голоса» могут прийти только пять человек из семи: первый номер списка Артак Галстян под арестом, Тигран Уриханян – в розыске, как говорят, в России. Таким образом, у оппозиции может быть только 31 голос…
Правда, Артак Галстян и Тигран Уриханян могли взять самоотвод и вместо них мандаты бы получили двое других из списка «Общественного голоса», но в установленные сроки этого не было сделано. Лидер «Общественного голоса» Вардан Гукасян не придумал ничего лучше, как объяснить это тем, что ему легче держать под контролем пять человек, чем семь…
Опять-таки, в нормальной политической обстановке общественность потребовала бы, чтобы Уриханян и Галстян взяли самоотвод, но катастрофа в Арцахе все отодвинула на второй план, облегчив Вардану Гукасяну выполнение задачи по срыву планов оппозиции.
У оппозиции оставался еще один сценарий. Если на первое заседание вновь избранного Совета старейшин не явились бы все, получившие мандат от «Национального прогресса», блока «Мать Армения» и «Общественного голоса», то не был бы обеспечен кворум и согласно закону, должны были бы состояться новые выборы. Этот сценарий также был выгоден находящейся на подъеме оппозиции, но и он провалился. Вардан Гукасян сказал, что на новые выборы денег у него нет, он идет в Совет старейшин, и ему все равно у кого быть в оппозиции: у Тиграна Авиняна или Айка Марутяна.
Таким образом, во многом «благодаря» тому состоянию управляемого хаоса, который сегодня в Армении в результате агрессии Азербайджана от 19-го сентября, правящая команда обеспечила кворум на первом заседании Совета старейшин, которое должно состояться 10-го октября.
... Многие задаются вопросом, почему 19-го сентября Баку пошел на интервенцию в Арцахе, ведь на 20-ое уже была согласована встреча в Евлахе представителей Баку и Степанакерта, и последний готов был принять ряд условий азербайджанской стороны. Но за день до встречи Баку пошел на военные действия: сразу как стали ясны результаты выборов в Совет старейшин Еревана.
Можно, конечно, сказать, что преувеличиваем, и что прямой связи между выборами в Совет старейшин Еревана и агрессией Азербайджана нет. Считаем, что есть, и что именно так и делается реальная политика в сегодняшней Армении, именно так крышуют армянских партнеров по переговорам спецслужбы Турции и Азербайджана.
Рубен Маргарян