В политических отношениях между Арменией и Россией наблюдается растущая напряженность, и это, прежде всего, кризис восприятия, считают эксперты. Прошедшая неделя ознаменовалась высокой активностью, с обострением взаимных обвинений и даже оскорблений на официальном уровне. Визит супруги премьер-министра Армении, Анны Акопян в Киев с передачей гуманитарной помощи украинской стороне, анонсирование армяно-американских учений на армянской территории и начало процесса ратификации Римского статута Международного уголовного суда стали новыми поводами для усиления напряженности, что в России было интерпретировано как «недружественные шаги».
VERELQ попытался разобраться, какие факторы привели к этому кризису и как он может повлиять на будущее армяно-российских отношений?
Вызов посла и нота протеста
Вечером 8 сентября, в конце рабочей недели, которая была переполнена армяно-российскими пикировками, МИД России выступил с жестким заявлением в адрес официального Еревана и вручил армянскому послу в Москве ноту протеста.
Российскому МИДу не понравилось появление в последнее время в официальных кругах и политической элите Армении «определенных сомнений в целесообразности союзнических связей в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и с Россией на двусторонней основе, а также в реализуемости комплекса трехсторонних договоренностей Москвы, Еревана и Баку 2020-2022 гг. о путях нормализации армяно-азербайджанских отношений».
Более того, некоторые шаги армянской стороны, например, запуск процесса ратификации Римского статута МУС, поездку в Киев супруги премьер-министра Анны Акопян с передачей гумпомощи и проведение на армянской территории военных учений с участием США, в российском внешнеполитическом ведомстве назвали недружественными.
В этой связи в МИД России был вызвал посол Армении в Москве Вагаршак Арутюнян, которому была вручена нота протеста, в которой было указано на неприемлемость оскорбительных высказываний председателя Национального Собрания Республики Армения Алена Симоняна от 6 сентября в адрес официального представителя МИД России, директора Департамента информации и печати Марии Захаровой и российского внешнеполитического ведомства в целом.
«Отдельно доведена озабоченность задержанием в Армении 7 сентября блогера М.Бадаляна и обозревателя радио «Sputnik Армения» А.Геворкяна», - говорится в сообщении. При этом было отмечено, что Россия и Армения остаются союзниками, и все договорённости по развитию и укреплению партнёрских отношений будут полностью выполнены на благо народов наших двух стран.
«Это, среди прочего, касается организации учений по линии ОДКБ и направления в дальнейшем в республику наблюдательной миссии Организации в целях содействия урегулированию между Арменией и Азербайджаном», - говорится в сообщении.
Претензии армянской стороны
Свои претензии к Москве имеет и армянская сторона, которая обвиняет Россию и размещенных в Нагорном Карабахе российских миротворцев в невыполнении своих обязательств по контролю над Лачинским коридором, соединяющем окруженный со всех сторон азербайджанскими войсками Нагорный Карабах с Арменией и внешним миром.
Согласно Трехстороннему заявлению лидеров Азербайджана, Армении и России от 9 ноября 2020 года, он «остается под контролем миротворческого контингента РФ». Однако трасса, связывающая Карабах с Арменией, на деле контролируется азербайджанской стороной, что вызывает недовольство Еревана.
Более того, в интервью газете La Repubblica, опубликованном 2 сентября, Пашинян назвал ошибкой зависимость Армении от России в сфере безопасности. «В сфере безопасности зависеть или быть привязанным только к одному месту (подразумевалась Россия) само по себе является стратегической ошибкой», - сказал он, при этом добавив, что созданная с участием России архитектура безопасности в регионе рассыпалась и что «Россия сама уходит из региона в силу тех шагов, которые она предпринимает или не предпринимает».
Помимо этого, в Армении недовольны также тем, что Россия и курируемая им ОДКБ не поддержали Ереван в военном противостоянии с Баку осенью прошлого года так, как рассчитывала армянская сторона.
«Многовекторность провалилась»
Эксперты считают, что в настоящее время стоит говорить больше о кризисных проявлениях в армяно-российских медийных дискурсах, которые «часто оторваны от реальной политики».
Дискурсы в армяно-российском медиапространстве и в политике ужесточились, поскольку структура власти Армении после 2018 года изменилась, считает политолог, директор Института Кавказа Александр Искандарян.
«Раньше тоже в армяно-российских отношениях были проблемы – например оружейные поставки России Азербайджану, ценообразование российского газа, но они решались в кабинетах, поскольку власть была более бюрократическая и келейная. А после 2018 года эта структура говорящих голов во власти изменилась, они пришли к власти не из окопов или кабинетов, а из Фейсбука и общественных площадок», - сказал он в ходе армяно-российского медиафорума 8 сентября в Ереване.
По его словам, медийное пространство двух стран часто заполняется мнениями людей, которые любят говорить о политике, но не имеют соответствующего образования и представления об этом. «И они рассуждают об армяно-российских отношениях, говорят об изменениях в отношениях Армении и России, об изменении геополитического вектора Еревана, военных учениях Армении с США и собирают много просмотров», - сказал Искандарян.
Участник дискуссии, политический аналитик, координатор Евразийского экспертного клуба Арам Сафарян в свою очередь отметил, что Армения в настоящее время находится в поиске новых друзей, но при этом он призвал не забывать о старых друзьях. «Многовекторность нашей политики, например, в карабахском вопросе была полностью провалена, поскольку во время войны 2020 года у нас не было друзей», - сказал Сафарян, призвав сделать вывод из этого опыта.
«В связи с этим, Армения должна предпринимать шаги для усиления свой безопасности», - сказал Сафарян.
Кризис взаимного восприятия
Трения между Ереваном и Москвой и их отражение в СМИ другой участник дискуссии, российский политолог Андрей Арешев назвал «кризисом восприятия друг друга».
«Реальные процессы имеют как позитивную, так и негативную составляющую. Позитив прежде всего относится к экономическому взаимодействию между нашими государствами, которое имеет очевидную тенденцию к росту, хотя это во многом обусловлено теми экстремальными геополитическими событиями, в которых мы существуем вот уже полутора лет», - сказал он в беседе с VERELQ на полях форума, при этом добавив, что задача сейчас состоит в том, чтобы распространить позитивные тенденции, связанные с торгово-экономическими связями в том числе на взаимодействие в сфере политики, безопасности и дипломатии, где имеются определенные проблемы.
В возникновении проблем на уровне политического взаимодействия между Арменией и Россией эксперт видит как объективные, так и субъективные причины.
«Внешние игроки активно способствуют формированию негатива в двустороннем восприятии, что так или иначе сказывается на общественном восприятии. А с учетом некоторых специфических условий Армении, это сказывается и на политическом диалоге и имеет некоторый элемент скандальности, взаимных пикировок, которых хотелось бы избежать, особенно в тех непростых условиях и угрозы перманентной военной эскалации, которые мы наблюдаем в последнее время», - заключил он.