Бывший начальник Генштаба ВС Армении Оник Гаспарян выступил с комментариями к вчерашним заявлениям премьер-министра РА Никола Пашиняна.
«Выслушав объяснения, представленные премьер-министром РА в следственной комиссии, созданной с целью изучения обстоятельств военных действий, развязанных 27 сентября 2020 года, считаю целесообразным обратиться к некоторым представленным вопросам и представить свою позицию и разъяснения:
Считаю неприемлемым публичное обсуждение вопросов, связанных с подготовкой и ведением войны
Премьер-министр должен оценивать не только деятельность Вооруженных сил, но и представлять деятельность всей системы государственного управления, отмечая положительные и отрицательные стороны, а также объективные и субъективные причины неудач
3.Разъясняя премьер-министру обстоятельства представления нереалистичных анализов состава и вероятного характера действий противника и возможностей его вооруженных сил до войны, должен отметить, что я в определенной степени затронул эту тему в своем заявлении от 17 ноября 2020 года, но теперь, соблюдая требования режима конфиденциальности, я представлю некоторые отрывки из докладов, представленных мной на различных совещаниях и заседаниях до войны
- 4 июля 2020г. в Генеральном штабе Вооруженных сил я представил премьер-министру РА и членам Совета национальной безопасности РА, с участием заместителей начальника Генштаба и начальников основных управлений, доклад о проведении дополнительных мероприятий в сложившейся военно-политической ситуации с целью подготовки войск к противостоянию возможной агрессии противника. По результатам всесторонней оценки сложившейся ситуации я предложил премьер-министру РА:
предпринять меры политического и дипломатического характера для предотвращения войны или, как минимум, для создания благоприятных условий для задействования ВС РА, в частности, поручить Министерству иностранных дел РА разработать программу мероприятий, направленных на резкое улучшение отношений с государствами-участниками Организации Договора о коллективной безопасности (особенно с Россией), а с другими государствами региона (Иран и Грузия) – обеспечить дружесственный настрой, а также, используя потенциал армянской диаспоры, принять меры для нейтрализации антиармянских провокаций турецкой и азербайджанской общин в ведущих странах мира и организации мероприятий против их милитаристской политики.
-в ходе заседания Совета национальной безопасности 10 июля 2020 года я доложил премьеру о проекте государственной программы развития вооружения и военной техники на 2020-2024 годы, согласно которой для решения поставленных перед ВС задач было необходимо 8 млрд. долларов США…
-на заседании Совета нацбезопасности, проведенного во второй половине августа 2020 года, я доложил премьеру, что эффективность общей группировки ПВО оценивается как «слабая», имеющимися силами и средствами невозможно эффективно подавить системы управления противника, слабы возможности разведывательных органов - по оперативному руководству и передаче сведений.
Отметил, что количества беспилотных летательных аппаратов недостаточно для выполнения боевых задач в ВС РА. Для борьбы с БПЛА противника необходимы ПВО, средства радиоэлектронной борьбы, необходимое количество беспилотных летательных аппаратов. Все это, конечно, было включено в проект госпрограммы развития ВВТ на 2020-2024 годы, но в основном во второй степени, поскольку возможности их приобретения были минимальны из-за нехватки бюджетных средств. Но необходимо приобрести современные стратегические многофункциональные разведывательные и ударные БПЛА, действующие на большие расстояния и в течение длительного времени.
Одновременно необходимо, посредством Министерства высокотехнологической промышленности, мобилизовать наши ресурсы, уточнить производственные возможности компаний, количество имеющихся в настоящее время разведывательных, ударных БПЛА, возможные сроки их предоставления ВС Армении.
В проекте государственной программы развития ВВТ на 2020-2024 годы мы зафиксировали - надо обзавестись собственным спутником разведки и организации связи на геостационарной орбите или арендовать спутник разведки и организации связи. В случае аренды сумма составит … драмов, а при приобретении … драмов.
В течение последних двух лет на 100% был решен вопрос пополнения систем видеонаблюдения в Армии обороны, однако проблемы остались на других направлениях. Одновременно имелись проблемы по части создания второго-третьего слоев систем видеонаблюдения. Были проблемы и с инженерным, техническим, тыловым и медицинским обеспечением, в частности…
Важно модернизировать системы управления огнем танков, так как эксплуатируемая в Вооруженных силах техника своими основными тактико-техническими показателями и техническим состоянием не удовлетворяет требованиям современного боя, тем более ведения боя в ночных условиях
Для децентрализации складов боеприпасов ВС РА, обеспечения упорядочения в соответствии с нормами, централизации в оперативных направлениях, максимального приближения к районам применения войск и защиты их от возможных ударов противника ВС РА необходимы подземные склады боеприпасов (туннельного типа)
Запасы вещевого имущества не обеспечивают установленный спрос на ведение боевых действий (мобсостав, новые воинские части, оперативные и войсковые резервы)
Важнейшей задачей медицинского обеспечения является эвакуация раненых с поля боя и оказание специализированной медицинской помощи, поскольку действующая система не может удовлетворить требованиям широкомасштабных военных действий
В своем докладе я ограничился только проблемами, требующими первоочередного решения, в соответствии с приоритетами
После действий в июле 2020 года премьер-министр действительно спросил меня, в чем нуждается армия. На что я ответил, что потребности Вооруженных сил сформулированы и закреплены в государственной программе на 2018-2024 гг., а дополнительный запрос включен в проект государственной программы развития на 2020-2024 гг. и, по сути, приобретение необходимых средств в процессе. Однако надо понимать, что до начала войны оставалось всего два месяца, и на практике вопрос не мог быть решен.
Кроме этих докладов, с первых же дней вступления в должность начальника Генштаба я предложил премьер-министру предпринять меры по резкому улучшению отношений с нашим стратегическим союзником Россией, представив четкую последовательность действий. Кстати, предложения были приняты им, и мы начали реализовывать запланированные мероприятия, однако до начала войны серьезных успехов не добились.
Что касается вопроса организации обороны по принципу «ни шагу назад», представленного мной на заседании Совета безопасности до войны, то мы должны учитывать, что каждый доклад, представленный Совету Безопасности, подготовлен созвучно вопросам повестки дня данного заседания и не может в содержательном плане выразить все вопросы, касающиеся проблем системы безопасности. Для объективных выводов необходимо изучить доклады, представленные в ходе обсуждений различного формата, чтобы составить целостную картину. В частности, в своем докладе я отметил, что согласно оперативно-тактическим расчетам соотношение сил и средств на восточном и северо-восточном оперативных направлениях без учета фактора Турции дает возможность вести бой по принципу «ни шагу назад».
Это подразумевает применение позиционной защиты, когда потеря территории считается недопустимой и участки местности и важные объекты удерживаются с максимальным усилием, нанося противнику максимальные потери. Это не означает, что можно вести бой бессрочно, поскольку возможности войск ограничены наличием средств огневого поражения, ракет, боеприпасов и других материально-технических ресурсов.
А на других операционных направлениях противник имел абсолютное преимущество в силах и средствах, и в этих условиях у нас не было возможности серьезного сопротивления.
Я никогда не давал нереалистичных оценок руководству государства.
5.В трехмесячный период до войны 2020 года были осуществлены многочисленные плановые и внеплановые мероприятия по совершенствованию системы управления войсками, повышению степени защищенности пунктов управления, совершенствованию практических навыков органов управления, оперативному обмену информацией в различных звеньях. И обо всех мероприятиях было доложено премьеру.
Должен также отметить, что я представил в следственных органах и следственной комиссии НС подробный аргументированный анализ вопросов, связанных с подготовкой и ведением войны.
Представил следственной комиссии 11 системных основных проблем, связанных с обороной, которые стали причиной неудач, зафиксированных в 44-дневной войне 2020 года, включая боевые действия в направлении Шуши и несколько ключевых факторов.
Представлю лишь основные факторы, повлиявшие на исход войны:
1.нейтралитет и равнодушие геополитических силовых центров, по сути, оправдание агрессии и, как следствие, формальные подходы оказания политической поддержки и военной помощи Республике Армения,
2.количественное и качественное абсолютное превосходство противника, в том числе в воздушном пространстве, наличие у противника большого количества высокоточных средств,
3.нам не удалось реализовать мероприятия, запланированные в рамках программы модернизации ВС на 2018-2024 годы, и приобретения вооружения и военной техники, в результате чего не удалось довести военную мощь ВС до запланированного уровня. То есть война началась в невыгодных для нас условиях.
Должен отметить, что военное управление является составной частью системы государственного управления, и эффективность его деятельности напрямую зависит от уровня системы государственного управления (не надо забывать о том, что военные действия ведут ВС, а войну - государство).
В сфере обороны органами государственного управления был допущен ряд упущений, которые существенно повлияли на эффективность боевых действий, в частности:
- Вследствие ненадлежащей организации и осуществления мероприятий по обеспечению правового режима военного положения наше население во многих местах блокировало дороги и блокировало передвижение воинских частей, дислоцированных на территории РА, в районы боевых действий
- Из-за непринятия действенных мер в сфере борьбы с военными преступлениями сформировалась атмосфера безнаказанности, вследствие чего были зафиксированы случаи массового побега из районов боевых действий, что существенно повлияло на стабильность оборонной системы
- В условиях блокады, вследствие слабой дипломатической работы, было неэффективно организовано бесперебойное и регулярное обеспечение Вооруженных сил необходимым количеством ракет и боеприпасов, в результате чего не было полноценной возможности восполнить запасы ракет и боеприпасов, а также потери вооружения и военной техники
- Из-за отсутствия ограничений на пользование интернетом противнику удалось с высокой эффективностью провести психологическую операцию и повлиять на морально-психологическое состояние населения РА и Арцаха, ослабив волю к сопротивлению
- В результате безответственного подхода провалилась инициатива частных военных организаций и добровольцев из других стран участвовать в боевых действиях
При этом изначально возникали препятствия в плане выделения финансовых средств, а с принятием 27 октября 2020 года Закона РА О ратификации международной Конвенции «Против вербовки, использования, финансирования и обучения наемников» процесс вовлечения в войну окончательно провалился.
- Не было предпринято достаточных политических и дипломатических усилий для того, чтобы остановить войну на более благоприятных условиях для Армении и Арцаха.
8.Разъясняя обстоятельства обвинений в недостатках и упущениях, допущенных командным составом, должен отметить:
В истории войн не существует какого-либо зафиксированного факта, согласно которому те или иные военачальники и командиры осуществляли управление войсками безупречно. В сложнейшей ситуации во время войны, по моим оценкам, командиры сделали все возможное, чтобы остановить продвижение превосходящих сил противника. Считаю, что для оценки деятельности командира каждого звена во время войны необходимо детально изучить факторы, оказавшие явное влияние на ход и исход операции или боя, в частности, количественное и качественное соотношение сил и средств конфликтующих сторон, возможности восстановления потерь личного состава, возможности восстановления расхода и потерь вооружения и военной техники, других материальных средств, соответствие нормативно-правовой базы с точки зрения поддержки действий войск в ходе ведения современных войн и содействия выполнению задач, соответствие системы государственного управления с точки зрения оперативного реагирования на изменения обстановки в ходе ведения войны и т. д.
В конце концов, нужно понять, мог ли командир выполнить задачу в данных условиях или нет. И очень важно объективно выявить и четко разграничить понятия недостатка и преступления. Необъективные правовые оценки будут иметь фатальное значение как для действующего, так и для будущего командного состава наших Вооруженных сил. От этих оценок будет зависеть – будут ли в армии решительные, инициативные, проявившие творческий подход командиры или нет?
Разъясняя обстоятельства периодического представления президентом Арцаха и мной премьер-министру противоречивой информации, должен отметить, что для каждой войны характерен оборот противоречивой информации в системе управления, а в нашем случае действительность была следующей:
Президент Арцаха, имея источники информации в различных звеньях управления АО, а также посредством сотрудников СНБ Арцаха, в некоторых случаях раньше информировался о ситуации, и, по сути, была создана «параллельная» система управления, когда президент, различные должностные лица и другие наделенные непонятными полномочиями лица из Арцаха представляли премьер-министру информацию, минуя командование АО. Это часто вызывало путаницу и требовало дополнительных усилий для объективной оценки ситуации. Кстати, я объяснил премьер-министру, что работа в таком стиле снижает эффективность управления войсками, и предложил дать указание президенту Арцаха и его представителям собрать всю информацию в штабе АО. Это было необходимо с точки зрения оперативного реагирования на ситуацию, то есть любую информацию в первую очередь должен был получить командующий АО для принятия соответствующих сложившейся ситуации решений, однако на протяжении всей войны мы периодически сталкивались с явлением получения противоречивых данных.
В любом случае, Вооруженные силы со своими недостатками и упущениями 44 дня воевали против многократно превосходящего врага, нанеся ему многочисленные потери, предоставляли властям возможность принимать политические решения.
Что касается заявления Генерального штаба от 25 февраля 2021 года, я со всей ответственностью констатирую, что принял решение лично, оценив военно-политическую ситуацию в регионе. Принятые мною решения не имели отношения к официальным или неофициальным кругам какого-либо другого государства, а также к внутриполитическим силам. Считаю важным подчеркнуть то обстоятельство, что с моей стороны не было оказано ни малейшего давления ни на одно должностное лицо», - говорится в комментарии.