В отношениях между Азербайджаном и Ираном всегда были определенные проблемы, но раньше при возникновении каких-либо инцидентов или действий против ИРИ Баку стремился опровергнуть свою причастность, сейчас же происходит обратное – азербайджанская сторона ищет сотрудничества со всеми, у кого есть противоречия с Тегераном. Об этом заявила иранист Жанна Варданян.
Эксперт отметила, что и до последних событий в регионе между этими странами с определенной периодичностью наблюдались периоды напряжения. Разница с предыдущими периодами лишь в том, что это напряжение со временем не спадает, а наоборот усиливается. А новые витки напряжения провоцируются преимущественно азербайджанской стороной.
«Азербайджан, кажется, ищет лишь повод для того, чтобы выступить с различного рода резкими заявлениями в адрес ИРИ. Инцидент, произошедший в посольстве Азербайджана, также был использован с этой целью: в Баку назвали Иран – террористическим государством. Сейчас Иран обвиняют в организации нападения на азербайджанского депутата, выявляются различные так называемые «шпионские сети Ирана» и многое другое», - заявила Варданян в эфире программы Rreview.
В противовес этому, позиция Ирана в этом процессе очень взвешенная и сдержанная. Даже в тех случаях, когда иранская сторона выступает с критикой или обвинениями, она это делает очень сдержанно и сбалансировано. Очевидным образом Тегеран пытается разрешить ситуацию дипломатическим путем, чего не скажешь об Азербайджане, считает она. По оценкам эксперта, движущей силой этого напряжения в ирано-азербайджанских отношениях является именно Баку.
В этом вопросе Азербайджан чувствует за собой большую поддержку как в лице Израиля, так и в лице Турции. Азербайджан пытается привлечь к своему противостоянию с Ираном и другие страны Запада, в частности, США, пользуясь существующими противоречиями. Причиной нарастающего напряжения является позиция Тегерана по так называемому «Зангезурскому коридору», который для азербайджанской стороны является важной стратегической целью.
Комментируя возможность широкомасштабной войны против Ирана, Варданян отметила, что подобные угрозы в случае Ирана существовали всегда, но Тегерану удавалось, предпринимая грамотные шаги, избежать подобного рода ситуаций. Сейчас в регионе происходят активные процессы: Иран пытается наладить отношения с арабскими странами Персидского залива, в частности, с Саудовской Аравией. Также налаживаются отношения с Египтом и с другими странами, с которыми отношения Ирана либо были расторгнуты, либо находились на очень низком уровне. «Это уже свидетельствует о возможности ослабления хватки вокруг Ирана. То есть проблема Ирана остается у ее северных границ – с Азербайджаном», - заявила она.
Какие-либо реальные действия против Ирана могут быть лишь в том случае, если переговоры по «ядерной сделке» с Тегераном окончательно провалятся. Если Иран заявит о намерении повысить уровень обогащения урана до 70%, это приведет к росту угрозы проведения, пусть небольшой, военной операции со стороны Израиля. Тем не менее эксперт уверена, что Иран не будет на данном этапе идти по этому пути.