Впечатляющие темпы экономического роста в Армении, в большинстве своем обусловлены внешними факторами, главным из которых является приток россиян и российского капитала в закавказскую республику, не радуют, а тревожат экспертов. Двузначный экономический рост обусловлен внушительным скачком экспорта и импорта, а также гиперактивностью сферы услуг и торговли. Нынешнюю структуру роста специалисты считают примитивной, а значит и неустойчивой к стрессам, которые могут возникнуть при отсутствии внешних позитивных факторов, по сути являющихся топливом для мотора армянской экономики.
Статистический комитет Армении 26 декабря опубликовал оперативные данные, свидетельствующие о сохранении высоких темпов экономической активности, которые наблюдаются с марта 2022 года – с начала военных действий на территории Украины.
В январе-ноябре 2022 года рост экономической активности в Армении, согласно опубликованным данным, ускорился до 14,4% годовых, что трижды превышает показатель (5,2%), аналогичного периода прошлого года. Беспрецедентный за последние 20 лет экономический рост сопровождался резким увеличением экспорта (75,2%) и импорта (63,6%). Однако основным драйвером экономического роста в большей степени продолжает выступать сфера услуг – на 28,2% выше показателя за 11 месяцев 2021 года. С существенным отрывом за ней следует торговля с показателем роста 16,2% за 11 месяцев, далее строительство – 13,9% и на четвертом месте промышленность – 8,4%.
По мнению экономистов, основные точки роста в армянской экономике – опережающие темпы увеличения экспорта, сферы услуг и торговли – тем или иным образом связаны с Россией. С притоком россиян в Армению активизировалась не только сфера услуг, но и внутренняя торговля. По подсчетам экономистов, с приездом десятков тысяч россиян, из которых, по данным Минэкономики в Армении обосновались более 70 тысяч человек (а по данным миграционной службы это число составляет 42 тысячи), резко вырос покупательский спрос. В целом масштабы среднего класса в республике, которые оценивались на уровне 150-180 тысяч человек, увеличились на 30%. Представителем среднего класса по экспертным данным является человек с месячным доходом в 400-500 тысяч драмов.
Экономист Армен Ктоян обращает внимание на структуру экономического роста, которая, по его словам, достаточно примитивная. «Сфера услуг за 11 месяцев возросла на 28%. Здесь интересно то, что в ее структуре доминирует финансовый сектор с ростом 50%, информационные технологии, транспорт – свыше 30%, гостиничный и ресторанный бизнес – 17%. Суммарно это 97% от сферы услуг и является основным драйвером роста в этом секторе. И все эти сектора сильно зависят от международных посетителей, то есть от приехавших в Армению россиян», - пояснил Ктоян в беседе с VERELQ.
За прошедшие 11 месяцев повернулась в сторону России и траектория внешней торговли. «Внешнеторговый товарооборот с Россией за десять месяцев (данные за 11 месяцев еще не доступны – ред.) текущего года составил 3,7 млрд долларов, рост по сравнению с 10 месяцами 2021 года – 86,4%. Экспорт из Армении в Россию вырос в 2,5 раза, это в том случае, что поток армянских товаров в ЕС возрос лишь на 20%, - сказал Ктоян. – В результате структура внешней торговли Армении существенно трансформировалась. Более 40% от всего экспорта Армении приходится на Россию, доля ЕС сейчас опустилась до 16%, тогда как 7-8 лет назад была на уровне 25%. Причиной столь внушительных размеров экспорта из Армении в Россию является возникновение на российском рынке освобожденных ниш из-за западных торговых санкций, которые пытаются заполнить армянские экспортеры».
Таким образом, в настоящее время Армения продолжает пользоваться плодами позитивных для нее внешних шоков. «Но это палка о двух концах. Положительный шок может обернуться вызовом в любой момент, когда прекратит существовать. То есть, нынешние внешние импульсы носят временный характер, и никто не может прогнозировать будущие изменения. В госбюджете на 2023 год заложены ожидания того, что до середины будущего года эти импульсы сохранятся, что, конечно, реалистично, но, что будет потом, сложно прогнозировать», - считает Ктоян, добавив, что Армении необходима действенная стратегия развития, предполагающая мобилизацию ресурсов для развития и преодоления последствий кризисов.
В целом, по оценке экономиста Ктояна, экономика Армении несмотря на высокие темпы роста не приобретает большую глубину и технологическую оснащенность.
«Например, обрабатывающая промышленность выросла на 12,4%, но этот рост обусловлен в большинстве своем производством продовольствия и добычей неметаллических руд. Их доля в обрабатывающей промышленности составляет около 80%, а в структуре роста – 87%, - пояснил Ктоян и резюмировал. – Основной проблемой армянской экономики остается ее примитивность. Индекс (ключевая идея индекса - "разнозначимость" товаров для экономического роста – ред.) сложности нашей экономики снижается. То есть открылись новые возможности и люди начали активнее заниматься простыми видами экономической деятельности – купля-продажа, добыча руды, ее легкая обработка и экспорт. Существующие отрасли не приобретают большей глубины, не открываются новые направления экономической деятельности».
В конце отметим, что для себя Министерство экономики выделило три главных риска для экономики страны, среди которых геополитическая ситуация, дефицит кадров. «В Армении остаются вакантными 100 тыс. мест. В основном, в строительстве, промышленности, сельском хозяйстве и сервисе. Основные причины: низкая мобильность населения и невысокие зарплаты», - сказал на днях министр экономики Ваган Керобян. И на третьем месте проблемы с инвестиционной средой. «Инвестпроекты в стране реализуются крайне медленно из-за бюрократии», - признал министр.