Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков анонсировал возможность встречи лидеров Армении и Азербайджана Никола Пашиняна и Ильхама Алиева в Санкт-Петербурге до конца этого года. С таким заявлением в Кремле выступили 7 декабря – в день, когда ожидались, но так и не состоялись переговоры Пашиняна и Алиева в Брюсселе при посредничестве президента Европейского совета Шарля Мишеля.
Баку выступил против участия в них французского президента Эммануэля Макрона, который неоднократно подверг критике Азербайджан за вторжение на территорию Армении. Маятник армяно-азербайджанского урегулирования, длительное время находящийся в зоне интересов Запада, снова качнулся в сторону России.
Состоятся ли переговоры в Санкт-Петербурге?
Однозначного ответа на вопрос о том, состоятся ли переговоры между Арменией и Азербайджаном на высшем уровне до конца этого года, пока нет. Как правило о них анонсируют стороны буквально за два-три дня до встречи. Однако попытки склонить стороны к продолжению активных переговоров одновременно предпринимают Брюссель, Вашингтон и Москва. Если хотя бы на время брюссельская площадка дала сбой, другие продолжают работать.
Впервые о третьем раунде переговоров между Ереваном и Баку, который может состояться до конца года, анонсировал глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов на пресс-конференции по итогам встречи с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым 5 декабря. Он не уточнил на уровне глав МИД или лидеров стран пройдут эти переговоры, но при этом сообщил, что Азербайджан подготовил и представил Армении проект договора по мирному урегулированию.
«Азербайджан на основе пяти базовых принципов подготовил проект договора и представил армянской стороне. После этого прошло два раунда переговоров. Хотел бы также проинформировать, что третий пакет комментариев азербайджанской стороны уже представлен армянской стороне», - сказал Байрамов, которому из Еревана сначала ответили, что получили азербайджанские предложения, а затем не исключили вероятность проведения встречи на уровне лидеров стран до конца года.
С разъяснениями выступил глава МИД Армении Арарат Мирозян, со слов которого стало понятно, что стороны пока далеки от подписания мирного договора, хотя еще недавно говорили о своем желании сделать это к Новому году.
«Переговоры, направленные на установление мира или регулирование отношений, находятся в активной стадии и продолжаются. В обращении находится документ в новой редакции. Сейчас мы получили очередные предложения азербайджанской стороны, мы выступим со своими очередными предложениями, - сказал Мирзоян во время правительственного часа в парламенте 7 декабря. - К сожалению, подходы сторон по многим вопросам еще очень далеки друг от друга, но переговоры для того и ведутся, чтобы можно было найти точки соприкосновения между далекими позициями и получить общий результат... Я не уверен, что к концу года мы сможем иметь более-менее окончательный вариант договора, хотя мы об этом заявляли заранее, но это заявление о намерениях».
Затем он не исключил, что до конца года стороны проведут еще одну встречу. При этом не уточнил, где и в каком формате они состоятся.
«После встречи в Вашингтоне на уровне глав МИД Армении и Азербайджана 8 ноября была достигнута договоренность об ускорении переговоров и проведении еще одной встречи в блажащем будущем. В связи с этим не исключено, что в скором времени состоится еще одна встреча, - сообщил источник VERELQ в правящей кругах. – В каком формате и на каком уровне пройдет эта встреча, еще не известно. Не стоит также исключать, что будут сразу две встречи, как на уровне глав МИД, чтобы обсудить детали мирного договора, так и на уровне лидеров, чтобы в целом переговорить по всем темам армяно-азербайджанской повестки».
Заместитель директора института востоковедения РАН, эксперт РСМД Александр Скаков в сложившейся сложной геополитической обстановке не видит ничего странного в том, что площадки переговоров между Ереваном и Баку чередуются.
«Есть площадка Москвы, Брюсселя и Вашингтона. Особенно между площадками России и Запада никакой координации нет. Они тянут процесс урегулирования в разные стороны, - сказал VERELQ Александр Скаков. – Этим пытаются пользоваться также стороны конфликта, в первую очередь, конечно, Азербайджан. Баку желает добиться своих целей если не на одной площадке, то на другой. А для Армении – это возможность как можно дольше затянуть переговорный процесс и выиграть время».
Политолог Грант Микаелян считает, что Россия не столько берет инициативу в свои руки, сколько пытается восстановить свои утраченные позиции эксклюзивного модератора в переговорах, коими она обладала до обострения украинского кризиса.
«Тут вообще речь не о том, какой договор стороны подпишут. Вопрос не в различии в содержаниях существующих документов. Главный вопрос в другом, кто будет главным модератором мирного процесса. Этим воспользуется в первую очередь Азербайджан, чтобы добиться выгодных для себя условий на различных платформах, - сказал Микаелян VERELQ. – С другой стороны это свидетельствует о том, что невозможно игнорировать фактор России на Южном Кавказе. А это значит, что у России есть потенциал вернуться в переговорный процесс и хотя бы на время стать главным посредником. Однако это еще не значит, что стороны конфликта на встрече в Санкт-Петербурге что-то подпишут или даже если подпишут какой-то документ, это не будет ознаменовать конец конфликта. Конфликт настолько глубок, что условный мирный договор не станет гарантом долгосрочного мира в регионе».
Россия отступила от своих предложений?
К будущим переговорам между Ереваном и Баку приковано большое внимание также потому, что в предшествовавшее им время произошло некоторое изменение общего контекста. Россия, ранее выступавшая с собственными предложениями, в которых в отличие от так называемого вашингтонского варианта мирного договора, предлагалось оставить решение вопроса статуса Карабаха будущим поколениям, кажется, изменила свой подход. По крайней мере после недавнего заявления главы МИД России многие пришли именно к такому выводу.
На пресс-конференции 1 декабря по проблематике европейской безопасности глава МИД России Сергей Лавров, ссылаясь на достигнутую в Праге договоренность Еревана и Баку о делимитации границы в соответствии с Уставом ООН и Алма-Атинской декларацией от 21 декабря 1991 года, заметил, что «это конечно же облегчает дальнейшую работу, поскольку решает вопрос как подходить к статусу Нагорного Карабаха».
«А эта декларация гласит, что все Союзные республики образуют СНГ и подтверждают нерушимость границ в тех границах, которые существовали между Союзными Республиками Советского союза. Иными словами, в то время, Нагорно-Карабахская Автономная область была однозначно частью Советского Азербайджана. И когда это было одобрено и Азербайджаном, и Арменией, и Францией, и господином Мишелем (президент Евросовета - ред.), в рамках документа, что мы признаем Алма-Атинскую декларацию без каких-либо оговорок», - сказал Лавров, при этом обратив внимание на то, что Армения на переговорах уже говорит не столько о статусе, сколько о том, что нужно обеспечить права армянского населения в Карабахе.
«А на это готова азербайджанская сторона. Они готовы предоставить все гарантии прав, которые имеют другие граждане Азербайджана, вот. Про Минскую группу сейчас никто не вспоминает», - сказал российский министр.
Эксперт РСМД Александр Скаков не считает слова Лаврова свидетельством того, что Россия больше не считается с «особенностями» Нагорного Карабаха. «Россия не отступила от своих позиций. Давление Азербайджана, безусловно, имеет место. Баку желает снятие с повестки вопроса статуса Карабаха, - сказал Александр Скаков. – Лавров просто констатировал ситуацию. Однако если Армения отказывается говорить о статусе Карабаха, кто о нем будет помнить или говорить?»