В Армении за военными действиями на территории Украины следят через призму нарративов той или иной конфликтующей стороны. Большая часть населения поддерживает Россию, хоть и молча, другие же солидарны с официальным Киевом, заявляя об этом вслух. За рамки этих доминирующих и взаимоисключающих нарративов мало кто выходит, чтобы видеть более широкую картину происходящего, имеющего также прямые отсылки к украинской внутриэлитной борьбе. А если точнее, на Украине, как и во многих других странах с шаткой политической системой, во время или после военных действий в какой-то момент обостряются отношения политической власти с военными формированиями националистического толка. Яркий пример тому зародившийся в конфликте и недавно разгромленный в Мариуполе полк националистов «Азов», слабо подчиняющийся общему командованию и проводящий собственные операции.
В СМИ просачивается много информации о нарастающем конфликте националистских сил с центральным военно-политическим руководством Украины. Если коротко, то после трех месяцев боевых действий, охвативших огнем большую часть территории страны, украинским властям стали не удобны националисты и националистические формирования. Принятые решения относительно дислокации националистических вооруженных подразделений в самых горячих точках, а это в настоящее время донбасский фронт, наводят на определенные мысли. В частности, украинские власти, похоже, стараются от них избавиться путем направления в заведомо проигрышные позиции. Именно, на этом участке фронта сейчас особенно жарко и обстановка складывается отнюдь не в пользу Украины. Даже западные СМИ и разведки признают, что российская армия заметно активизировалась на Донбассе. Она наносит удары по многим направлениям, штурмует один населенный пункт за другим и всё чаще ей удается их брать под свой контроль. На этом фоне не спроста сводки украинского Генштаба становятся всё более тревожными.
Российская армия недавно взяла Лиман, в настоящее время развивает наступление в Северодонецке. Как на днях сообщал «Би-би-си», если наступление российских сил не удастся остановить, «можно остаться без резервов и обречь группировку в Северодонецко-Лисичанской агломерации на окружение».
Мало верится, что сохранившее свою дееспособность украинское командование, которому на голову сыпется разведданные западных спецслужб о положении дел на фронте, не понимает безысходность ситуации на юго-востоке. Однако все равно, судя по военным сводкам, оно бросает в пекло войны все больше резервов, состоящих из националистских сил или идеологически близких им формирований. Ведь в Киеве понимают политическую цель спецоперации - военные действия остановятся после того, как Донбасс полностью перейдет под контроль российской армии. А в этом не сомневаются даже западные спецслужбы. Так, немецкое авторитетное издание Der Spiegel, ссылаясь на информацию, полученную от Агентства внешней разведки Германии (BND), сообщило 5 июня, что если ничего кардинально не изменится, то силы русской коалиции могут освободить весь Донбасс в ближайшие 4-5 недель.
А чего стоит заявление патриарха американской внешней политики Генри Киссинджера на Всемирном экономическом форуме в Давосе 28 мая. Бывший госсекретарь США прямо сказал то, что у многих было на уме, но боялись высказаться: «Украина должна согласиться на мирные переговоры, в том числе – ценой территориальных уступок». А ранее «Нью-Йорк Таймс» опубликовала колонку с похожими призывами.
Все параметры складывающейся драматической для Киева ситуации на фронте свидетельствуют о том, что дальше биться бесперспективно. Однако украинское руководство все равно впускает в мясорубку свои самые мотивированные силы, где у них заведомо нет шансов. Почему? Как ни странно, это может быть своеобразной попыткой прокладки пути к миру или хотя бы перемирию. Ведь в нынешней ситуации высокой популярности националистических сил и доминирования их идеологии в купе с завышенными общественными ожиданиями, говорить можно о чем угодно, только не о мире. Отсюда и пробуксовка переговорного процесса. А дорога к миру лежит через разгром этих сил, а соответственно разрушение их идеологии в глазах общества. Ведь консенсус о необходимости мира (перемирия) перед переговорами с Москвой должен быть сформирован внутри украинской элиты. У нее сейчас в силу доминирования националистических нарративов мало пространства для гибкости и маневра в переговорах с Россией.
Разгром полка «Азов» в Мариуполе важное, но не достаточное условие для мира. Ведь созданные ветеранами «Азова» структуры продолжают действовать на других участках фронта, бывшие военнослужащие полка и активисты гражданских структур «азовского движения» несут службу в ВСУ и других силовых структурах страны. Более того, действует и политическое крыло данного движения - партия «Национальный корпус», основной задачей которой были не электоральные успехи, а организация «азовских активистов» и необходимого политического прикрытия. Судя по данным, по всей стране за последние 7-8 лет выстроена сеть молодежных организаций и спортивных залов, которая должна была привлекать в «азовское движение» молодежь, обеспечить приток новой крови – молодых рекрутов в националистические батальоны.
Не случайно, за несколько недель до сдачи в плен представитель полка «Азов» обвинил официальных представителей власти в Украине в "саботировании" обороны страны на протяжении последних 8 лет. Офицер управления разведки полка "Азов" Илья Самойленко во время пресс-конференции также заявил, что правительство не смогло организовать защиту Мариуполя.
Между тем ослабление националистов, особенно их военно-политического крыла, исходит из интересов украинской власти не только для достижения перемирия с Россией, но и по другой не менее важной причине. Острые разногласия националистов с украинскими властями проявлялись еще до 24 февраля текущего года. Ведь чисто идеологически, украинские власти и нацбаты во главе с полком «Азов», это политические антиподы. В основе их идеологии лежал так называемый интегральный национализм украинского теоретика Дмитрия Донцова, сформулированный им в 20-30-х годах ХХ века, говорится в статье под названием «Свободные радикалы. Как украинские националисты превратили добровольческий батальон «Азов» в теневое государство».
Донцов выступал за кастовое общество со строго иерархической структурой, а националистическая организация должна была этим обществом управлять.
По мнению специалистов, данное движение по своей сути преследовало цель создать ультраправое гражданское общество, оппозиционно настроенное не только против России, но и к украинским властям. Стремление к власти, скорее ее перехват – есть главная цель, а в идеале задача «Азова». Как заявил один из лидеров «Азова» Николай Кравченко, их миссия заключалась в выстраивании альтернативной системы, автономно работающего механизма, который в момент кризиса заменит собой структуры государственной власти. Ведь в момент кризиса и анархии появляется запрос на установление порядка и даже диктатуру, а это могут обеспечить ультраправые силы. А этот момент не за горами. Украине с Россией по любому придется договариваться, что при нынешней внутренней ситуации чревато кризисом и потрясениями. Это понимают украинские власти, этого ждут националисты. Кто кого, покажет время, судя по турбулентности событий, самое ближайшее.