В Армении уже больше месяца продолжаются акции протеста оппозиционных сил против действующей власти.
Оппозиция проводит ежедневные митинги и шествия, а также различные протестные действия с элементами гражданского неповиновения. Количество участников данных антиправительственных мероприятий сильно разнится от 5-ти до 10-ти тысяч человек, однако, критическую массу так и не получается вывести на улицу.
Представители парламентских оппозиционных фракций заявили, что 3 июня в Национальном Собрании РА будет проведено внеочередное заседание, на котором будет принято заявление по теме армяно-азербайджанских и армяно-турецких отношений. Оппозиция потребовала, чтобы представители партии власти «Гражданский договор» также приняли участие в заседании и подписали данное заявление, но власть уже отказалась от повестки оппозиционных депутатов.
Почему не получается консолидировать общество?
Очевидно, что оппозиции удалось обеспечить продолжительность текущих протестов. Уличные протесты продолжаются уже более месяца, а количество участников не уменьшается, что говорит об эмоциональной вовлеченности протестующих, которые готовы идти до конца в борьбе против нынешней власти. Среди участников митингов есть также и родители, родственники погибших на войне, а также активные граждане, которые считают Пашиняна ответственным за провал в карабахской войне. Стоит заметить, что среди протестующих также и активные члены различных оппозиционных партий, которые ведут единую борьбу против Пашиняна и его команды.
Несмотря на то, что количество протестующих не уменьшается, нельзя не заметить, что оно и не возрастает. То есть на данный момент сложилась ситуация, которую можно охарактеризовать в качестве статичной без особых изменений.
Создается впечатление, что действующая оппозиция уже консолидировала те слои общества или ту ее часть, которую она могла вывести на улицу. Больше 10-12 тысяч человек пока не получается мобилизовать и сподвигнуть на активные протестные действия.
Не секрет, что у оппозиционных сил есть немало ресурсов: финансовых, информационных, человеческих, что позволяет им активно вести свою агитационную кампанию, однако, и это не способствует дальнейшему масштабированию протестов.
Вероятнее всего, что одной из причин текущих неудач стали ошибки оппозиции, которые были сделаны на фазе старта уличной борьбы.
Ошибки оппозиции и возможная развязка ситуации
Изначально оппозиция сделала ряд ошибок, которые повлияли на дальнейшее развитие ситуации. Среди этих ошибок – отсутствие дорожной карты и плана последующих действий в борьбе с властью, копирование уже использованных в 2018 году протестных технологий, тотальная ставка на арцахский вопрос (с наличием размытой повестки), отсутствие ярко выраженного протестного лидера (будущего альтернативного кандидата в лидеры страны), присутствие среди протестных лидеров лиц, которые отвергаются подавляющей частью общества.
Оппозиция уже больше месяца проводит свои протесты без конкретной дорожной карты, которая бы изначально была представлена участникам протестов и общественности. При этом сегодня продолжается перманентная ходьба по улицам Еревана в виде шествий, от которых даже среди их участников назревает негодование и недовольство.
Еще одним важным пробелом оппозиционных сил является банальное копирование технологий, которые уже были успешно обкатаны Пашиняном и его командой в 2018 году. Все эти технологии взяты из методички американского политтехнолога Джина Шарпа «От диктатуры к демократии». Оппозиция пытается повторить успех Пашиняна, однако, существует очень простое объяснение тому, почему сейчас подобное копирование технологий – практически безуспешное дело.
Дело в том, что эти технологии рассчитаны на общество, которое много лет готовили на якобы борьбу с диктатурой.
Сегодня Пашинян позиционирует свою власть в качестве демократической, и в целом большинство армян и сейчас считают, что власть Сержа Саргсяна была авторитарной, а Пашинян ведет Армению по демократическому пути. Другое дело, что Пашиняна считают слабым лидером, но далеко не диктатором. Здесь и существуют сложность в том, что данные технологии уже полностью отработали и исчерпали себя весной 2018 года и дали свой результат в виде премьерства Пашиняна.
Другая важная составляющая неудач оппозиции в том, что она сделала полностью свою ставку на арцахский вопрос, но серьезного отличия от повестки власти у нее нет. Это создает дополнительные сложности, так как рядовой гражданин думает так: если у оппозиции нет отличительной от власти повестки по данному вопросу, то зачем же нужна смена власти и дополнительная дестабилизация ситуации в республике.
Отсутствие ярко выраженного лидера, который был бы предложен в качестве альтернативы Пашиняну – также большой пробел в действиях оппозиционных сил. Общество не понимает за кем идти и чего ждать от будущего.
Сегодня среди общественности намного больше протестного потенциала, который можно консолидировать, однако, к действующим оппозиционным силам есть ряд вопросов и по части некоторых лиц, которые выступают от лица оппозиции.
Среди них множество неприемлемых для общественности деятелей, которые известны своим коррупционным и противозаконным прошлым. Это и создает дополнительное недоверие к текущим протестным процессам.
Рейтинг власти будет продолжать падать, но приведет ли это к росту общественной поддержки действующей оппозиции будет ясно в ближайшей перспективе. Многое зависит и от международной обстановки, а также региональных процессов, которые могут быстро поменять внутриполитические расклады в Армении. Пока мы будет наблюдать за статичной внутриполитической ситуацией, которая без серьезных форс-мажорных обстоятельств вряд ли поменяется.
Арман Гукасян, политолог