В непростом процессе армяно-турецкой нормализации наметилось новое движение. Состоялась встреча министров иностранных дел двух государств Арарата Мирзояна и Мевлюта Чавушоглу. Переговоры прошли в рамках дипломатического форума в Анталии, который уже запомнился диалогами Сергея Лаврова и Дмитрия Кулебы, Реджепа Эрдогана и Ильхама Алиева. Этот формат проводится на территории Турции во второй раз. Он является инициативой МИД Турецкой республики, и в 2022 году его лозунг «Новая дипломатия: новое время, новые взгляды».
Об этом пишет ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО Сергей Маркедонов для телеграм-канала Bunin & Co.
"Цель Анкары понятна: повысить свою внешнеполитическую капитализацию на фоне углубляющихся кризисов и конфликтов в Евразии.
По окончании встречи, глава МИД Армении Арарат Мирзоян заявил, что он и его коллега намерены продолжить диалог без каких-либо предварительных условий. Насколько важны анталийские переговоры? Какое влияние они могут оказать на весь расклад сил в Кавказском регионе?
Во-первых, стоит обратить внимание на уровень представительства от Анкары и Еревана. 14 января и 24 февраля в Москве и в Вене состоялось два переговорных раунда, но Армению и Турцию на них представляли специальные представители Сердар Кылыч и Рубен Рубинян. В марте 2022 года перспективы нормализации обсуждали уже министры. Это первая их встреча. И поскольку стороны публично выразили удовлетворение от нее, скорее всего, главы двух внешнеполитических ведомств продолжат диалог.
Но вот обойдется ли он без предусловий? Здесь нет однозначного ответа. Сегодня, скорее нет, чем да. Еще после первой карабахской войны Анкара требовала от Еревана деоккупации азербайджанских земель и отказа от лоббирования на международном уровне признания событий XX века в Османской империи геноцидом. На сегодняшний день вопрос о деоккупации практически решен. Однако есть нюансы. В урезанном виде непризнанная НКР все равно существует, хотя и испытывает на себе давление со стороны Баку. Готов ли Ереван рискнуть и вовсе отказаться от всяких претензий даже на урезанный Карабах ради мирного договора с Азербайджаном? Полной ясности нет. Если же представить себе, что решение о полной ликвидации инфраструктуры непризнанного образования будет сделано еще в «пакете» и с отказом от признания геноцида, то риски для любой власти в Ереване (фамилия здесь критического значения не имеет) автоматически увеличиваются. Впрочем, и здесь есть свои нюансы. В лоббировании признания геноцида армян первенство, скорее у «спюрка» (диаспоры), чем у правительства Республики Армения. Полного контроля над ней у официального Еревана никогда не было.
Значит, определенные «обременения» к нормализации будут. И они будут с турецкой стороны, которая ощущает свое превосходство, как и уязвимость Армении. Два министра в Анталье согласились, что нормализация принесет пользу для всего Кавказа. Но цену мира еще никто не отменял. Вопрос, готовы ли в Ереване к самым радикальным уступкам", - написал Сергей Маркедонов.