Трения между Ереваном и Москвой в последнее время настолько участились, что их количество может переходить уже в качество. Стороны еще не отошли от пикировки на уровне МИДов двух стран в конце августа, как в начале сентября снова вернулись к проблемам вопросов двусторонней повестки.
На сей раз резкую реакцию России, пока на уровне анонимного источника МИД, вызвали заявления премьер-министра Армении Никола Пашиняна о постепенном уходе России из региона Южного Кавказа, и то, что он назвал ошибочной систему безопасности, в которой Армения полностью зависела от России в оборонной отрасли.
Слова Пашиняна и сложный фон отношений
С очередной порцией скандальных заявлений, которые омрачили и без того проблематичный фон армяно-российских отношений, Пашинян выступил в интервью итальянской газете La Repubblica, заявив, что зависимость от России в сфере безопасности ошибочна. Он раскритиковал выстроенную ранее систему безопасности, в которой Армения «на 99,999% была связана с Россией, в том числе и в логике приобретения оружия и боеприпасов».
«Однако сегодня, когда Россия сама нуждается в оружии, вооружении и боеприпасах, в этой ситуации понятно, что даже при желании РФ не смогла бы обеспечить потребности безопасности Армении. То есть этот пример должен показать нам, что в сфере безопасности зависеть или быть привязанным только к одному месту само по себе является стратегической ошибкой», - сказал Пашинян.
Также премьер Армении отметил, что Россия из-за своих действий или бездействия на Южном Кавказе отдаляется от него. При этом он подчеркнул, что не знает, по каким причинам подобное происходит.
Глава армянского правительства после военной кампании в Украине не впервые говорит об ослаблении влияния России, однако на сей раз он об этом высказался довольно четко: «Россия сама уходит из региона в силу тех шагов, которые она предпринимает или не предпринимает. По каким причинам это происходит? Мы не знаем».
Слова Пашиняна можно также считать логическим продолжением политической линии под названием «ОДКБ сама уходит из региона», которую последовательно гнули в конце прошлого и вначале этого года представители армянской политической элиты со своими сателлитами во время обострения отношений Еревана с союзниками по этому блоку. Тогда Армения осталась крайне недовольной реакцией ОДКБ на военную конфронтацию с Азербайджаном, когда Ереван вместо желанной военной поддержки и политической оценки, получил предложение о дислокации наблюдательской миссии Организации вдоль армяно-азербайджанской границы.
Вместо этого Армения согласилась на размещение у себя наблюдательской миссии Европейского союза, но после признания территориальной целостности Азербайджана вместе с Нагорным Карабахом. Затем, в конце июля, о присоединении к долгосрочной миссии ЕС, состоящей из 100 наблюдателей, заявила Канада, хотя сама не является членом ЕС, но зато со многими европейскими странами состоит в блоке НАТО.
Это усилило подозрение Москвы о вовлечении НАТО в регион, о чем довольно оперативно и в резкой форме заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова: «Присоединение Канады к работе миссии ЕС в Армении отражает растущую зависимость «единой Европы» от США и НАТО».
Впрочем, и на сей раз реакция МИД не заставила себя долго ждать. Москва выразила свое недовольство заявлениями премьер-министра Армении Никола Пашиняна о России, но сделала это через источник МИД.
В беседе с ТАСС дипломатический источник заявил, что Россию пытаются искусственно вытеснить с Южного Кавказа, при этом Запад использует Армению как средство реализации данной цели. «Россия как ближайший друг и сосед Армении не намерена покидать регион, и призвала Ереван не становиться орудием в руках Запада», - говорится в сообщении.
Ереван пытается изменить геополитику региона?
Судя по риторике официального Еревана, которая сводится к последовательному выражению недовольства Россией, парламентская оппозиция Армении заподозрила власть в желании осуществить в регионе геополитическое изменение.
Оппозиция не отрицает, что в отношениях Еревана и Москвы накопились проблемы, но предлагает их решать, а не разрушать основы союзничества.
«Армянские власти только последовательно выражают недовольство политикой России, подогревая в обществе соответствующие настроения. Однако параллельно этому на уровне дипломатии или в других плоскостях ничего не предпринимается для решения возникших проблем в отношениях с Россией. Это говорит об одном, что официальный Ереван на самом деле желает не решения проблем, а хочет использовать этот момент для осуществления далеко идущих планов», - пояснил депутат парламента от фракции оппозиционного блока «Армения» (вторая по величине политическая единица) Гегам Манукян в беседе с VERELQ.
Среди этих планов главным Манукян считает изменение региональной геополитики, чего, по его словам, можно достичь после вытеснения России из региона.
«Власти хотят изменить геополитику региона, а таргетирование России в своей риторике – часть этого плана», - сказал политик, при этом добавив, что для достижения этой цели власти Армении инициировали также процесс нормализации отношений с Турцией, который осуществляется без ясной и понятной программы, нацеленной на удовлетворение армянских интересов.
Из-за того, что за короткое время армяно-российские отношения опустились на довольно низкий политический уровень, многие задаются вопросом, в какую сторону и как они будут дальше развиваться. Однако судя по настрою армянских властей, они, как недавно заявил российский политолог Сергей Маркедонов, будут двигаться к большей проблемности.По словам армянского политтехнолога Вигена Акопяна, после интервью Пашиняна итальянской прессе и реакции российского МИДа, можно сказать о том, что на политическом уровне многие рубиконы в отношениях сторон пройдены.
«Однако удивительно то, что это не передается в экономическое поле, где связи укрепляются, торговля растет, инвестиции тоже», - сказал Акопян в беседе с VERELQ и объяснил этот феномен политикой российского руководства «отделить армянский народ, государство от властей».
Даже после дискредитации армянскими властями ОДКБ, отношений с Россией для сближения с Западом, по словам Акопяна, Россия не сжигает мосты с Арменией. «Россия не сжигает мосты, не переходит к жестким действиям, скорее всего не желая причинить вред армянскому обществу. Так умеют отделять общество от властей. Ведь от жестких экономических мер, которые может применить Москва, будут страдать простые люди, а не элиты», - заключил Виген Акопян.