В СМИ вопрос возобновления движения по абхазскому участку Транскавказской железной дороги периодически приобретает актуальность. Понятна заинтересованность Армении в восстановлении железнодорожного сообщения с Россией. Однако этот вопрос в Грузии не рассматривается. Об этом ранее в интервью изданию Mediamax заявил спикер парламента Грузии Давид Усупашвили.
Железнодорожное сообщение Грузии с Россией через территорию Абхазии было прервано после конфликта 1992-1993 годов. Открытие абхазского участка является стратегически важным для Армении, так как это – самый короткий и дешевый путь в Россию, и фактически сводит на нет блокаду Армении Азербайджаном.
«Ни одно правительственное ведомство не ведет переговоров на этот счет. Этот вопрос не может быть рассмотрен вне контекста отношений с Россией с оккупированным регионом Грузии - Абхазией. Понятно, что недавнее так называемое союзническое соглашение между Россией и оккупированной Абхазией негативно сказывается на рассмотрении подобной тематики», - заявил грузинский чиновник.
Тема железной дороги начала активно муссироваться после заявлений экс-премьера Грузии Бидзины Иванишвили в Ереване в 2013 году. Последний, напомним, по итогам встречи с армянским коллегой отметил, что «дорогу нужно открыть». Спустя два года, однако, становится очевидным, что воз не спешит двинуться с места.
Примечательно, что имеющие довольно большое влияние на Грузию и выступающие на словах за углубление региональной кооперации США и ЕС не применяют усилий по запуску Транскавказской железной дороги, что могло бы стать мощнейшим стабилизатором в регионе Южного Кавказа. Вместо этого Америка и Европейский союз активно продвигали и продвигают политизированный проект «Восточное партнерство» в виде Ассоциативного соглашения с ЕС, что, по мнению экспертов, подгоняет страны-участницы под геополитический выбор с вытекающими из него политическими и даже военными последствиями.
Экономический эффект Ассоциации с ЕС окутан «густым туманом» неопределенности, однако политический ущерб очевиден. Украина – яркий тому пример. Иными словами вместо реальной экономической кооперации в регионе появляются новые разделительные линии. Цель - ослабление позиций РФ на Южном Кавказе, что не сулит ничего хорошего для стран региона, связанных с ней экономическими, гуманитарными и политическими контактами.
Значение же железной дороги для решения коммуникационных проблем полублокадной Армении сложно переоценить. Ереван, на официальном или неофициальном уровне, всегда пытался поставить этот вопрос в повестку дня - но в целом безуспешно. В поисках альтернативы Армения положила глаз на Иран, однако было очевидно, что для Еревана более выгодным все-таки был транзит через Грузию. На сегодняшний день Армения уже сумела так или иначе организовать свой импорт-экспорт, а торговля и сообщение с Россией осуществляется по Военно-Грузинской дороге, через контрольно-пропускной пункт «Ларс», а также через морские порты Грузии. Тем не менее, Ереван все равно приветствует эту идею, считая, что восстановление кратчайшего пути в РФ удешевит транзит армянских грузов.
Примечательно, что в вопросе открытия дороги возражений нет и у Сухуми, который прежде, мягко говоря, не проявлял особого энтузиазма на этот счет. Между тем, в ноябре прошлого года в Москве президент РФ Владимир Путин на пресс-конференции с главой Абхазии Раулем Хаджимбой заявил о необходимости восстановления железнодорожного сообщения с Арменией с помощью открытия Абхазского участка.
«Считаем возможным вместе с другими партнёрами подумать и при общем согласии реализовать такой проект, например, как транзитное железнодорожное сообщение в направлении Сухуми, Тбилиси и далее, с одной стороны на Армению, с другой стороны на Россию», - сказал Путин, в частности. Он выразил уверенность, что реализация проектов подобного рода будет способствовать созданию условий для развития сотрудничества между всеми заинтересованными странами в регионе.
Проблема, однако, заключается в позиции Тбилиси, которая не желает открывать сообщение с Россией из-за проблемы Абхазии и Южной Осетии. Ситуацию усугубляет еще и позиция Азербайджана, влияние которого на решения Тбилиси весьма существенно. Как отмечают источники, близкие к Министерству транспорта и связи Армении, в ходе переговоров грузинская сторона неоднократно давала понять, что если она и не против открытия своего участка дороги, тем не менее, осуществляющий масштабные инвестиции в грузинскую экономику Баку ведет серьезную лоббистскую работу, направленную против этого проекта.
Очевидно, что вопрос железной дороги крайне политизирован, что вытекает также из слов президента РЖД Владимира Якунина о том, что по вопросу должны суметь договориться политики. Иначе и быть не могло в ситуации сохранения диаметрально противоположных позиций Тбилиси и Сухуми вокруг состоявшегося факта независимости Абхазии. Вместе с тем, он представляет собой одно из немногих перспективных в долгосрочном плане направлений активизации реального регионального экономического сотрудничества, да и построения конструктивного диалога между конфликтующими сторонами.