Накануне, 7 декабря, был опубликован видеоматериал с участием спикера Национального собрания Армении Алена Симоняна, в котором он озвучивает не соответствующие действительности оценки нашему совместному с омбудсменом РА внеочередному публичному докладу "Об ответственности Азербайджана за пытки и бесчеловечное обращение с армянскими военнопленными" от 9 августа 2021 года.
Об этом говорится в совместном заявлении Защитника прав человека Армении Армана Татояна, защитника интересов армянских пленных в ЕСПЧ, правозащитника Сирануш Саакян, защитника интересов армянских пленных в ЕСПЧ, правозащитник Артака Зейналяна.
В заявлении говорится следующее:
"Прежде всего, считаем недопустимым снимать на видео без осознанного согласия человека его частные контакты и диалоги и распространять снятое.
Что касается приписываемых совместному внеочередному докладу и озвучиваемых характеристик, констатируем:
1. Председатель Национального собрания Армении Ален Симонян приписывает совместному внеочередному докладу несуществующие факты. А именно: он отмечает, что в докладе зафиксированы случаи изнасилования возвращенных на Родину пленных, в то время как в докладе нет ни слова об изнасилованиях.
В совместном внеочередном публичном докладе никогда не публиковалось персональных данных кого-либо из пленных, включая фото и видео.
2. Сообщаем, что в совместном внеочередном публичном докладе использовались международные стандарты работы по сбору фактов для подтверждения фактов пыток пленных. В этом отношении работа по установлению фактов пыток не подразумевает, что правозащитник, проводящий работу по сбору фактов, обязательно должен присутствовать или участвовать в процессе пыток.
Лица, занимающие высокие должности, обязаны отличать работу по сбору фактов от соучастия в преступлении.
3. В совместном внеочередном публичном докладе не идентифицируются и не раскрываются личности возвращенных на Родину пленных, которые подвергались пыткам и бесчеловечному обращению.
Вместо этого в совместном внеочередном публичном докладе представляются закономерности, распространенные формы пыток, которые, как правило, применялись в отношении армянских пленных в Азербайджане.
В то же время в совместном внеочередном публичном докладе указывается, что формы и средства насилия в отношении пленных в каждом случае были разными.
4. В дополнение к вышесказанному, репатриированные армянские пленные сами давали интервью различным средствам массовой информации, открыто рассказывая о пытках, которым они подвергались во время пребывания в плену в Азербайджане.
Более того, в ходе предварительного расследования показания репатриированных армянских пленных о пытках и бесчеловечном обращении были опубликованы именно органами предварительного следствия Армении.
5. Считаем необходимым подчеркнуть, что представление международным структурам абстрактной информации при предоставлении данных о пытках и бесчеловечном обращении с армянскими пленными неэффективно.
При инициировании международных правовых процессов необходимы детальные и конкретные данные, а не заявления и утверждения.
Посему настоятельно призываем высокопоставленных должностных лиц воздерживаться от публичных высказываний по таким чувствительным вопросам. При этом не использовать их в политических или иных целях, поскольку это успешно используется Азербайджаном в международных структурах, в том числе судебных органах (в своих интересах и в ущерб правам армянских пленных).
Озвучиваемые высокопоставленными должностными лицами не соответствующие действительности заявления или характеристики касательно профессиональных докладов создают препятствия для правозащитной деятельности".