Всемирный банк почти двукратно повысил прогноз экономического роста Армении за 2021 год - с 3,4% в апреле этого года до 6,1%. Об этом говорится в отчете Всемирного банка о региональном развитии Европы и Центральной Азии (ЕЦА).
«В результате более быстрого, чем ожидалось, восстановления экономического роста в Армении в первой половине 2021 года прогнозируемые темпы роста ВВП на 2021 год были переоценены до 6,1% по сравнению с прогнозом в 3,4% в апреле этого года», - говорится в отчете ВБ.
По данным Всемирного банка, резкий подъем в первой половине этого года стимулировал экономическую активность в странах с формирующимся рынком и развивающихся странах региона Европы и Центральной Азии. Теперь прогнозируется, что в 2021 году региональная экономика в плане постковидного восстановления вырастет быстрее (5,5 процента) чем ожидалось.
Подъем был в основном обусловлен сильным восстановлением экспорта в первой половине этого года на фоне оживления активности в еврозоне и резкого роста цен на сырьевые товары, а также укреплением внутреннего спроса благодаря вакцинации и пакетам мер поддержки. Однако рост экспорта может ослабевать из-за продолжающегося глобального и регионального распространения более заразных разновидностей COVID-19, что также ослабило восстановление внутреннего спроса в регионе.
Что касается Армении, эксперты Всемирного банка восстановление армянской экономики связывают не со структурными изменениями (ростом промышленности, открытием новых заводов и т. п.), а с восстановлением частного потребления (отложенного в кризисный период), ростом мировых цен на медь, восстановлением притока туристов, а также активизацией капитального строительства на средства бюджета. В 2020 году экономика страны сократилась на 7,4%, пишет Спутник.
Восстановление в 2021 году проходит быстрее, чем ожидалось (на 4,9% в первом полугодии), и к середине 2022 года объемы экономики могут вернуться к докризисным показателям. Тем не менее, специалисты ВБ отмечают низкие, по сравнению с развитыми странами, темпы вакцинации и рост заболеваемости коронавирусом. Эпидемические и геополитические риски могут повлиять на восстановление экономики, говорится в отчете.
Государство выделило 25 программ поддержки предприятий и нуждающихся семей, в результате чего госдолг вырос до уровня 67% ВВП. Тем не менее по всем показателям он остается в пределах управляемости.
Управляемыми остаются и риски для банковского сектора, благодаря надежности их капитала (хотя их маржа прибыльности остается небольшой). В основном экономика восстанавливалась за счет торговли и услуг, тогда как в сельском хозяйстве и промышленности темпы роста были не столь велики.
Безработица чуть снизилась, оставаясь на уровне 17-18% (тогда как в 2020 году составляла около 20%). Инфляция продолжает оставаться высокой (12-месячная инфляция в августе составила 8,8%), во многом из-за высоких международных цен на продовольствие.
При этом баланс внешней торговли улучшился, так как экспорт рос быстрее, чем ожидалось (на 23%), а импорт – значительно медленнее (на 8%), из-за ограниченной покупательной способности населения. Экспорт во многом рос за счет роста мировых цен на медь.
За счет восстановления торговли и услуг доходы бюджета в I полугодии превысили плановые показатели на 13%, тогда как расходы сверх плана не повышались. Это помогло сократить бюджетный дефицит до 1,1% прогнозного ВВП по итогам года (при изначально намеченных 2,6%). По планам правительства, к 2023 году он должен составить 2%, а госдолг – снизиться с 67,4% до 63,4% ВВП (хотя пока будет оставаться выше докризисного показателя в 50%).