Для Израиля Азербайджан важен не как покупатель вооружения, а прежде всего как фактор противодействия Ирану в регионе.
Об этом заявил еще в прошлом году бывший глава израильской спецслужбы «Натив», эксперт в области вооружений и геополитики Яков Кедми.
При этом Кедми подчеркнул, что военное сотрудничество с Азербайджаном базируется также на геополитических интересах Израиля в регионе, в которых важную роль играет общая граница Азербайджана с Ираном. Он напомнил информацию, согласно которой с аэродромов в Азербайджане в период 44-дневной войны поднимались израильские беспилотники, которые летали над Ираном.
Откровения Якова Кедми в наши дни, когда наблюдается значительный рост напряжённости в отношениях между Баку и Тегераном, приобретают совершенно иной окрас. Невольно напрашивается вывод, что по всей видимости за последний год израильско-азербайджанское сотрудничество против Ирана зашло довольно-таки далеко, переполнив чашу терпения последнего.
И Иран, отличавшийся сдержанностью в своих официальных заявлениях, резко перешёл в открытое дипломатическое «наступление», навешав тумаков Азербайджану.
Напомним, что началом публичного обмена любезностями послужило интервью президента Азербайджана Ильхама Алиева турецкому информационному агентству «Anadolu», в котором он выразил удивление по поводу иранских военных учений на границе с его страной, поскольку Тегеран не проводил маневры тогда, когда эти приграничные земли были под армянским контролем.
Ответ на выпад Алиева не заставил себя долго ждать. Более того, создаётся впечатление, что иранская сторона ждала подобной реакции, дабы перейти к «наступлению». Так или иначе МИД ИРИ заявил, что «Иран никогда не потерпит присутствия фальшивого сионистского режима и его провокационных действий вблизи границы с Исламской Республикой Иран, а также геополитических изменений региона и его границ». А проведение военных учений – это суверенное право Ирана.
Какие геополитические изменения имел ввиду Иран? Позже была запущена через СМИ версия, что в Тегеране стало известно о готовящейся совместной военной операции вооружённых сил Азербайджана и Турции, с целью захвата Сюника по сценарию Ильхама Алиева «вернём и не спросим Армению».
Захват Сюника Турцией и Азербайджаном мог обернуться (кроме всего прочего) конкретно для Ирана потерей единственного сухопутного маршрута через территорию Армении, по которому осуществляется торговое сообщение со странами Европы.
С этим согласна и российский эксперт, иранист Карине Геворкян.
«Ужесточение Ирана по отношению к Азербайджану связано с целым комплексом факторов, а идея о создании так называемого «Зангезурского коридора» – это та капля, которая переполнила чашу терпения Тегерана. Иран достаточно напряженно относится к идее о создании коридора, выступает против ее реализации, поскольку это угрожает интересам ИРИ. К еще одной причине ужесточения позиции Ирана относится пантюркизация Азербайджана, угрожающая сепаратизмом в иранском Азербайджане», - сказала Геворкян в интервью NEWS.am.
Вышеупомянутая версия о возможном силовом захвате Сюника обрела вес после того, как командующий Сухопутными войсками Ирана бригадный генерал Киомарс Хейдари заявил следующее:
«Иран считает недопустимым изменение государственных границ стран нашего региона. Все признанные границы должны соблюдаться. Возможная слабость одной страны в защите своих границ не означает, что другая страна имеет право нарушать границу с иностранной помощью. Иран этого не допустит».
Далее Иран от слов перешел к действиям. А именно. 1 октября на северо-западе Ирана (Иранский Азербайджан или же Южный Азербайджан) стартовали масштабные военные учения «Покорители Хайбера», в которых задействованы не менее 30-40 тысяч человек. В учениях принимает участие большое количество танков и крупнокалиберной артиллерии. Прибывающие войска прикрываются системами ПВО малой и средней дальности.
Сообщалось, что «учения будут проводиться с целью усиления подготовки воинского контингента к войне в регионе».
Интересно, что учения как бы носят бессрочный характер, поскольку ни слова не говорится о дате её завершения.
Любопытно и то, что Азербайджан по большому счету промолчал на обвинения Ирана о стремлении «изменить государственные границы стран региона», а также «присутствия фальшивого сионистского режима и его провокационных действий вблизи границы с Исламской Республикой Иран».
Вместо этого Азербайджан 2 октября привёл свои вооруженные силы в состояние высшей боевой готовности.
Также стало известно, что Азербайджан и Турция проведут 5-8 октября совместные военные учения «Нерушимое братство-2021» у границы с Арменией и Ираном в Нахиджеване.
Что касается Армении, то официальный Ереван заявил о том, что «продолжает следить за ситуацией», а премьер-министр Никол Пашинян, несмотря на довольно-таки взрывоопасную ситуацию в регионе, отправился с официальным визитом в Литву, и оттуда на встрече с армянской общиной в этой стране сообщил, что для Еревана отношения с Тегераном крайне важны. Утверждения об обратном — это результат деятельности определенных кругов.
«... Для нас эти отношения крайне важны, и мы никогда не забудем, что в начале 90-х Иран для Армении был дорогой жизни», - подчеркнул Пашинян.
Продолжая мысль премьера, надеемся, что «дорога жизни» для нас не захлопнется.
Вместе с тем думается, что Иран вполне чётко донёс до Азербайджана и Турции свои месседжи. При этом ряд экспертов сходятся во мнении, что Иран пока не пойдёт на прямую военную конфронтацию. И слово "пока" является здесь ключевым.
Анна Бегларян