Кто фаворит предстоящих выборов и кто может попасть в будущий парламент? Какие тенденции показывают соцопросы и можно ли им вообще верить? Достиг ли уже дна рейтинг Никола Пашиняна? И ждать ли поствыборных процессов после 20 июня?
На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ ответил политолог Грант Микаелян.
Уже четвертый день идет предвыборная кампания. Каковы ваши первые впечатления? Кто фавориты, какая тенденция, и кто может претендовать на проход в парламент?
Фаворитов в гонке два. Это: Никол Пашинян и его партия «Гражданский договор», Роберт Кочарян и блок «Армения», который он возглавляет. Что касается других сил, которые могут пройти в парламент, то их несколько. Это: партия «Процветающая Армения», у которой высокие шансы на прохождение в парламент, блок «Честь имею», который тоже имеет шансы на похождение в парламент, но несколько ему мешает то, что барьер для блоков выше, чем для партий. Перспектива пройти в парламент есть также у партии «Просвещенная Армения» и партии «Республика», у которой шансов меньше, чем у перечисленных, но все-таки какие-то шансы на прохождение есть.
Последние события на границе. Видно некоторое разочарование армянского общества в России. Это дает шансы прозападным или антироссийским силам попасть в парламент?
Да, это повышает их рейтинг. Но стоит отметить, что их довольно много. И если не причислять к таковым партию «Гражданский договор», то, как минимум партия «Республика» получает шанс пройти в парламент.
А насколько высоки эти шансы?
Условно я бы оценил шансы этой партии так: это примерно 30%.
А какие тенденции показывают соцопросы? И насколько им вообще можно доверять?
В целом я думаю, что стоит доверять. Но нужно учитывать несколько вещей. Во-первых, у каждого опроса есть погрешность, которая составляет обычно около 3%, но может быть и больше. Во-вторых, не все избиратели честно высказывают свое мнение, некоторые скрывают свое мнение, и изменение соотношения среди тех, кто не высказывает свое мнение, тоже играет большую роль. Многие люди уклоняются от участия в опросе, то есть они отказываются участвовать в опросе еще до того момента, как им зададут вопросы.
Кроме того, армянское поле не полностью подвержено измерениям, потому что многие избиратели готовы голосовать, исходя из той или иной стимуляции, на них могут повлиять организации, работодатели, государство. И, кроме того, нельзя исключать манипуляции результатами выборов, фальсификацию и т.д. Как следствие, результаты опросов в Армении и результаты выборов всегда имели определенные отличия. Но все-таки результаты опросов дают нам ту картину, которую они могут измерить, то есть ту картину предпочтений, которая существует на момент проведения опроса.
И о чем свидетельствует эта картина сейчас?
Она свидетельствует, что как раз-таки из-за всех этих инцидентов на границе не только вырос рейтинг антироссийских сил, но и упал рейтинг власти. Потому что для многих становится очевидным то, что власть просто не в состоянии справиться с этими проблемами. Поэтому рейтинг власти начал падать, и, кстати говоря, судя по последним данным, он уже нащупал определенное дно. И, скорее всего, ниже нынешних показателей уже не опустится.
Кроме того, надо учитывать то, что кампания – это время очень интенсивной агитации, и все тенденции, которые были до начала кампании, они напрямую не могут проецироваться на период кампании.
По-Вашему, у Пашиняна есть возможность существенно отыграть эти потери до выборов, учитывая тот факт, что он уже «достиг дна», как Вы сказали?
Многое будет зависеть от тех событий и информационных вбросов, которые будут в дальнейшем. Думаю, что много чего отыграть ему не удастся. Но, по крайней мере, он будет бороться, по меньшей мере, за сохранение того электората, который у него есть.
Я бы на еще один аспект обратил внимание. Очень многое зависит от того, пройдет ли блок «Честь имею» в парламент. Потому что если этот блок не пройдет, это будет одна история, это сильно повышает шансы Пашиняна на победу. Если этот блок пройдет и заключит коалицию с блоком «Армения», то это будет другая история, это почти не оставит шансов Пашиняну, даже если его рейтинг несколько вырастет.
С обеих сторон звучит жесткая риторика, угрозы, особенно действующая власть отличается этим. Вы прогнозируете поствыборные процессы в Армении?
Вероятность поствыборных процессов не равна нулю. Вместе с тем готовность людей к противостоянию тоже не очень высока, даже несмотря на то, что тот же самый Пашинян, в первую очередь, пытается максимально эскалировать ситуацию к выборам. Но в данном случае, я думаю, должны эффективно работать госинституты, которые должны предотвратить рост таких рисков. Имею в виду и правоохранительные органы. И желательно, чтобы они также предотвратили риск фальсификации результатов выборов.