В Армении 7 июня был дан официальный старт предвыборной кампании. ЦИК зарегистрировала 26 политических сил: 22 партии и 4 блока, которые будут бороться за власть. Победителю достанется не только власть, но и пакет сложных проблем, с которыми столкнулась страна после проигрыша в прошлогодней войне за Карабах. Среди них возникший на пограничных участках Сюникской и Гегаркуникской областей кризис, проблемы возвращения пленных, обеспечения собственной безопасности и определение статуса Карабаха.
За несколько недель до старта предвыборной гонки, посредством которой в Армении надеются разрешить разразившийся из-за проигрыша в войне политический кризис, ситуация в стране резко усугубилась. Азербайджанские войска уже больше четырех недель укрепляются в приграничных территориях Гегаркуникской и Сюникской областей и отказываются отойти в прежние места дислокации. Эти регионы раньше находились в глубоком тылу и граничили с Кельбаджарскими и Зангеланскими районами, находившимся под контролем ВС Нагорно-Карабахской Республики (НКР).
Кризисная ситуация на границе Армении снизила шансы и.о. премьер-министра Никола Пашиняна переизбраться на свой пост. Его репутация существенно пошатнулась еще после поражения в прошлогодней войне, однако Пашинян и его команда рассматривают выборы, как способ подтверждения своей легитимности. Несмотря на всю сложность ситуации в стране, среди фаворитов на роль антикризисных менеджеров практически нет новых лиц. Утратившему значимую часть своей легитимности Пашняну бросили вызов экс-президенты Армении, которые обвиняют действующего руководителя страны в предательстве.
Основным соперником, а вернее политическим врагом Никола Пашиняна является экс-президент Роберт Кочарян. Он был арестован после прихода к власти команды Пашиняна в апреле 2018 года в рамках дела «1 марта 2008 года», вышел на свободу после длительных судебных разбирательств, сформировал оппозиционный блок «Армения» и бросил вызов Пашиняну.
Недавно им двоим решил составить конкуренцию первый президент Армении Левон Тер-Петросян, целью которого является провалить планы обоих претендентов. Вообще эти выборы примечательны тем, что в них пряно или косвенно принимают участие все бывшие лидеры Армении. Третьей президент Серж Саргсян лично не участвует в предвыборной гонке, но возглавляемая им Республиканская партия сформировала блок с политической силой экс-директора Службы национальной безопасности Армении Артура Ванецяна под звучным названием «Честь имею» («Патив унем» по армянски).
Мало кто в Армении сейчас думает, что в результате выборов удастся утрясти острые внутриполитические разногласия. Высокий уровень внутреннего накала вместо разрешения политического кризиса, может еще больше усугубить ситуацию в стране, недавно потерпевшей болезненное поражение в войне за Карабах. Некоторые прогнозируют дальнейшую фрагментацию политического поля страны и после выборов – не исключены поствыборные эксцессы.
Несмотря на поражение в войне и недавно разразившийся пограничный кризис с Азербайджаном, у и.о. премьера Пашиняна все же есть определенный запас легитимности. Его конкуренты пока уступают ему в рейтинге.
В целом кампания Пашиняна направлена не в будущее, а в прошлое. На встрече с избирателями он периодически критикует предыдущие власти. Также отмечает, что досрочные выборы нужны для того, чтобы установить внутренний мир, так как есть силы, которые хотят спровоцировать гражданскую войну. «Мы ожидаем, что получим, по крайней мере, 60 процентов голосов для того, чтобы полученным от вас твердым, стальным мандатом вычеркнуть из политического поля Армении те силы, которые хотят спровоцировать гражданскую войну в Республике Армения», - подчеркнул недавно исполняющий обязанности премьер-министра.
Нынешний руководитель Армении не стесняется назвать своих противников из когорты предыдущих элит «выскочками», «стаей». Даже публично вызвал их на дебаты в прямом эфире на площадке Общественного телеканала и сразу же получил отказ. Например, Кочарян отреагировал на это предложение с присущей ему сарказмом, вызвав Пашиняна на дуэль. «Возможно у нас нет такой традиции, но русские называют это «дуэлью», так вот, я готов к дуэли, пусть он (Никол Пашинян - ред.) выберет оружие на свое усмотрение. Однако я очень сомневаюсь, что этот человек (Никол Пашинян - ред.), говоря о мужественности, имеет какое-либо отношение к мужеству», - лидер оппозиционного блока «Армения» Роберт Кочарян.
С иронией на предложение Пашияна ответил также первый президент Армении Левон Тер-Петросян. «Я отказал Пашиняну просто из жалости. Пожалел, потому что эти дебаты могли бы стать для Никола самоубийством», - сказал Тер-Петросян в ходе презентации избирательного программы возглавляемой им партии «Армянский национальный конгресс».
Дебаты между основными претендентами на пост премьер-министра, скорее всего, не состоятся. Между тем с учетом остроты политического противостояния никто уже не сомневается в планомерном росте внутреннего напряжения в стране до выборов.
Председатель Ереванского пресс-клуба, политолог Борис Навасардян заявил VERELQ, что Никол Пашинян строит свою предвыборную кампанию «на воспоминаниях» о бархатной революции 2018 года, которые еще свежи в коллективной памяти общества. «Риторика Пашиняна существенно ужесточилась, но расчеты стали более скромными, так как ряды его соратников существенно поредели. Одно дело, когда ты даешь обещания сразу после революции, когда только берешь штурвал власти в свои руки. Совершенно другое, когда делаешь это спустя три года и после многочисленных неудач», - пояснил эксперт.
В связи с этим, считает он, преследующему цель рестарта своей легитимности Пашиняну остается лишь ужесточить свою риторику и таким образом сплотить свой электорат.
Экс-президент Роберт Кочарян, по его оценке, ведет более спокойную предвыборную кампанию. «Он конечно критикует власть, однако пытается также представлять обществу свои подходы к решению назревших проблем. Его цель, дать понять обществу, что в нынешней ситуации нужен антикризисный менеджер, коим, по его мнению, является только он. Однако еще вопрос, как ответит общество на это предложение. Для ответа на этот вопрос, нужно понять, как в обществе воспринимаются нынешние угрозы, и годы президентства Кочаряна», - считает Борис Навасардян.
Борьба всех остальных политических сил, считает он, будет идти за третье место. «С учетом низкого уровня их легитимности, это борьба будет очень ожесточенной, - считает Навасардян. – Кто станет третьей силой, зависит от многих факторов, прежде всего, конечно от выстроенной стратегии и существующих под рукой ресурсов».
Например, партия крупного армянского бизнесмена Гагика Царукяна «Процветающая Армения», по словам Навасардяна, может претендовать на статус третьей силы. «У Царукяна достаточно ресурсов для этого», - считает наш собеседник.
Положение блока «Честь имею», лидером которого является экс-глава СНБ Армении Артут Ванецян, достаточно сложное – работает антирейтинг Сержа Саргсяна. «Во-первых, для прохождения в парламент им нужно набрать 7 процентов голосов (порог прохождения блоков в парламент – ред.). У блока фактически нет собственной стратегии. Это скорее всего вспомогательная сила для Роберта Кочаряна. Их жесткая критика в адрес Пашиняна увеличивает шансы блока «Армения»», - считает председатель Ереванского пресс-клуба.
Основным политическим капиталом возглавляемой первым президентом Армении Левоном Тер-Петросяном партии «Армянский национальный конгресс» Навасардян считает прогноз первого президента по карабахскому конфликту 23-летней давности.
«В связи с этим АНК попытается повторить свою избирательную кампанию парламентских выборов 2017 года, когда Тер-Петросян говорил о необходимости мира между Арменией и Азербайджаном посредством определённых уступок по Карабаху. Однако с учетом крайней поляризации электората между Пашиняном и Кочаряном, и позицию АНК бороться сразу против указанных двух фигур, не стоит ожидать, что данная тактика приведет их к успеху. Тактика становления третьей силой, а не претендовать на первое место, по определению не может обещать большие перспективы», - заключил Борис Навасардян.
Аршалуйс Мгдесян