22.11.2024
Прощальные «разборки», предвыборные напоминания и избирательные постановки: НС за неделю
prev Предыдущие новости

Выборы в черно-белых тонах

В понедельник в парламенте Армении прошло второе голосование по избранию нового главы правительства. Как и ожидалось, согласно договорённости между парламентскими силами депутаты не избрали нового премьера. И теперь, согласно законодательству, парламент будет распущен и будет назначена дата внеочередных выборов. По той же договорённости между Пашиняном и парламентской оппозицией, они пройдут 20 июня.


Вообще, вся эта ситуация с голосованием правящим большинством против своего лидера, чтобы использовать единственную предусмотренную законом возможность для роспуска парламента, в очередной раз показала абсурдность действующей конституции — «костюма», сшитого в своё время для Сержа Саргсяна и с удовольствием надетого Николом Пашиняном.


При этом примечательно, что во время голосования 3 мая Пашинян в очередной раз предупредил оппозицию не пытаться в нарушение договорённостей выдвинуть собственного кандидата на пост премьера. Ранее это было его главным требованием для проведения внеочередных выборов. Учитывая, что без голосов большого количества депутатов от правящего «Моего шага» оппозиции не избрать своего премьера, подобная зацикленность Пашиняна на этом вопросе говорит о том, что он до конца не уверен в своих однопартийцах. И боится, что среди них могут найтись перебежчики, готовые ради сохранения депутатского мандата и отсрочки роспуска парламента проголосовать за кандидата от оппозиции.


Сам же Пашинян уже давно фактически начал предвыборную кампанию. Разъезжая в качестве премьера по областям и раздавая предвыборные обещания. Не забывая, как всегда, критиковать «бывших». Ведь на фоне катастрофических результатов трёх лет руководства страной, единственным аргументом в поддержку действующей власти на выборах будет страх общества перед возвращением «бывших». И Пашинян будет всячески пытаться представить голосование 20 июня как выбор между ним и «бывшей властью», между «белыми» и «чёрными».


В свою очередь экс-президент Роберт Кочарян и возглавляемый им блок «Армения» также будут позиционировать это голосование как выбор между «белыми» и «чёрными», между патриотами и «турками». При этом они будут продвигать тезис, что именно Кочарян является единственной реальной альтернативой Пашиняну, единственным политиком, кого никак нельзя заподозрить в публичном или тайном сотрудничестве с Пашиняном в прошлом.


Накануне второй президент подписал меморандум о создании блока с партиями «Дашнакцутюн» и «Возрождающаяся Армения». И многотысячным митингом на площади Свободы фактически начал свою предвыборную кампанию и позиционирование себя как главного конкурента действующей власти.


Надо заметить, что хотя и другие оппозиционные или псевдоопппозиционные силы тоже будут идти на выборы жестко критикуя Пашиняна, однако радикализация выборов со стороны Пашиняна и Кочаряна резко уменьшит шансы многих известных политиков и партий преодолеть избирательный барьер.


Следует также отметить, что эта радикализация выборов с одной стороны поможет Пашиняну набрать больше голосов, но с другой практически лишит шансов попасть в парламент его потенциальных союзников. Партии Армана Бабаджаняна, Арама Саркисяна («Республика»), «Решение гражданина», Христианско-демократическая партия Левона Шириняна не смогут преодолеть избирательный барьер и помочь там Пашиняну в формировании коалиции. Примечательно, что все эти потенциальные союзники Пашиняна имеют ярко выраженную прозападную ориентацию (а некоторые из них и явно антироссийскую), и пользуются, как и действующая власть, поддержкой связанных с Западом СМИ и экспертов.


Получше вышеперечисленных сил смотрятся шансы «Сасна црер», одного немногих участников предвыборной гонки, занимающих откровенно антироссийскую позицию. И хотя, вероятно, они наберут больше, чем на выборах 2018 года (1,82%), но вряд ли им удастся преодолеть 5% барьер для партий.


Сложности с попаданием в состав будущего парламента будут даже у «Просвещенной Армении» Эдмона Марукяна. Которая пытается позиционировать себя как альтернатива и действующей власти, и «бывшим». На фоне существующей радикализации электората для сторонников Пашиняна он не свой, так как позволяет себе критиковать власть, а для противников премьера он наоборот, не очень яро борется с ним, и тем более в прошлом сотрудничал с ним.


На этом фоне намного предпочтительнее смотрятся шансы партнёров блока Кочаряна из «Движения спасения Родины». Практически никто из экспертов не сомневается, что «Процветающей Армении» Гагика Царукяна преодолеет 5% барьер. Хотя вряд ли сумеет намного улучшить свой результат 2018 года (8,27%).


Хорошие шансы на преодоление 7% барьера для блоков и у союза Республиканской партии Армении (РПА) с партией «Отечество» экс-главы СНБ Артура Ванецяна (без этого союза с РПА партия Ванецяна могла и не попасть в будущий парламент). К слову, данный блок примечателен и тем, что фактически позволил входившим в яро антипашиняновское «Движение спасения Родины» оппозиционным силам идти на выборы тремя основными колоннами. И по странному «совпадению», действующее избирательное законодательство разрешает максимум трём партиям/блокам сформировать правящую коалицию в парламенте.


Радикализация электората также сведёт к минимуму возможность распыления голосов протестно настроенных избирателей. Пока неясно, сколько из созданных в последние месяцы псевдоопппозиционных и некоторых реально оппозиционных партий примут участие в выборах, но лишь партия «Альянс» Тиграна Уриханяна, давно заявившая о своём решении идти на выборы отдельно, может претендовать на часть голосов электората Кочаряна, Царукяна и блока РПА с Ванецяном (при этом у самого «Альянса» нет шансов в одиночку преодолеть 5% барьер).


На этом фоне более серьёзные проблемы ждут Пашиняна — Армянский национальный конгресс (АНК) первого президента Левона Тер-Петросяна в случае участия в выборах может отобрать немало голосов у правящей партии. Хотя вряд ли АНК в итоге удастся набрать достаточное для прохождения в парламент количество голосов. На голоса потенциально готовых проголосовать за Пашиняна избирателей будут претендовать и ранее уже указанные возможные его союзники из прозападных партий, а за сельских избирателей с правящей партией поспорит партия Царукяна.


Что касается изменений в избирательном законодательстве в предверии выборов, в частности отмене рейтинговой системы, то оно может и не сыграть той роли, на что надеялись Пашинян и «Мой шаг». Если проанализировать последние парламентские выборы в стране до выборов 2018 года на фоне революционной эйфории, то увидим довольно интересные результаты. При наличии мажоритарной системы, полного контроля правящей партии над властной вертикалью, активного использования админресурса и подкупа избирателей, в 2007 году РПА получила 32,8% голосов (при явке на выборы 59,4% избирателей), в 2012-м 44,02% (явка 62,35%). Наилучший результат правящая партия получила в 2017-м году, когда с одной стороны за них была рейтинговая система — усовершенствованный вариант мажоритарной системы, а с другой харизма и популярность Карена Карапетяна. Тогда РПА при 60,86% явке удалось получить 49,17% голосов. Однако сейчас, на фоне резкого падения популярности Пашиняна, у властей нет ни полного контроля над властной вертикалью, ни такой массовой поддержки со стороны крупного бизнеса и местных элит, как ранее у РПА. И не случайно, что в последние дни начали активно муссироваться слухи о возможной коалиции Пашиняна с Царукяном в будущем парламенте, дабы получить возможность сохранить власть и самому сформировать новое правительство. Однако представители «Процветающей Армении» категорически отвергают возможность помощи Пашиняну в сохранении власти.


На этом фоне основной надеждой Пашиняна на победу является низкая явка избирателей, благодаря которой верный электорат и админресурс помогут ему показать более высокие показатели на выборах. И с учётом хитросплетений в избирательном законодательстве Армении, в частности пункта о необходимости формирования стабильного парламентского большинства (54% мандатов) и возможных разногласиях среди оппозиционных партий, он сможет получить большинство в парламенте даже не получив большинства голосов на выборах.


Или же, придётся надеяться на помощь в обеспечении «нужного результата» со стороны ЦИК во главе с Тиграном Мукучяном. Однако, попытка «нарисовать» нужный результат и массовые фальсификации грозят бурными поствыборными процессами.


Айк Халатян


 


 


 


 

Замысел Тер-Петросяна: почему консолидация экс-президентов не состоялась?
Следующая новость next

Регион

Все новости