Прошедший 2020 год внес серьезные коррективы в логику мирового развития. Мировой экономический кризис прошлого года обусловлен сменой технологических и мирохозяйственных укладов. Пандемия лишь ускорила негативные процессы. В их основе лежит долгосрочная стагнация в 2014–2019 гг., многолетнее откладывание стратегических решений, неблагоприятная конъюнктура энергетических рынков. По оценкам МВФ, снижение мирового ВВП в 2020 году находится в пределах 3,5%. Об этом в «Высшей школе экономики» заявил председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Михаил Мясникович.
По его словам, пандемия и кризис обострили и ряд других проблем: нарастание протекционизма и кризис многосторонней торговой системы, односторонний отказ от долгосрочных обязательств, стремление перехода от кооперационной повестки к обособленному развитию ведущих экономик мира.
«Полагаю, что все вышеперечисленное – это шаг назад, – подчеркнул Михаил Мясникович. – В складывающейся ситуации одним из наиболее эффективных путей развития является углубление региональной интеграции и создание на ее основе обновленной бесшовной архитектуры международных экономических отношений».
За прошедший с момента своего создания шестилетний период ЕАЭС прошел значительный этап в своем развитии, состоялся как неотъемлемый элемент экономической модели стран Союза и стал частью архитектуры мировой экономики. Объем ВВП ЕАЭС за первые пять лет увеличился на 21%, достигнув по итогам 2019 года почти 2 трлн долл. За этот же период промышленное производство в ЕАЭС выросло на 13,2%, в том числе по обрабатывающей промышленности почти на 15%. Эти показатели выше, чем, например, в ЕС, где промышленное производство выросло на 5,4%, в том числе обрабатывающая промышленность – на 6,1%. Объем взаимной торговли государств ЕАЭС увеличился на 27,7%. В ежегодном рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса – 2020» (Doing business) ЕАЭС занимает 29 место из 190 экономик, произошел рост на 12 позиций, при этом Казахстан и Россия улучшили свои позиции на 13 и 16 пунктов соответственно.
Сегодня в ЕАЭС функционирует рынок товаров, достигнут значительный прогресс в формировании рынка услуг (он действует в 53 секторах), принят единый Таможенный кодекс, обеспечивается свобода передвижения и социальные гарантии трудящихся (например, Соглашение о пенсионном обеспечении вступило в силу в январе 2021 года). Принято 49 единых технических регламентов, действуют более 12 000 международных стандартов, благодаря чему порядка 85% товаров уже сертифицированы по единым техническим нормам.
По мнению Михаила Мясниковича, начало 2021 года выглядит неплохо. Негативное влияние пандемии COVID-19 на экономики стран Союза постепенно ослабевает: например, в Беларуси объем промышленного производства в январе-феврале 2021 года увеличился на 8,3% по сравнению с январем-февралем 2020 года, объем взаимной торговли государств Союза увеличился в январе 2021 года – на 3,3%. По прогнозу международных организаций, в 2021 году ожидается циклическое восстановление мировой экономики. Например, темпы роста ВВП Российской Федерации могут составить ориентировочно 3,0%, а в 2022 году – до 3,9%.
Председатель Коллегии ЕЭК рассказал о предпринятых скоординированных действиях для минимизации коронакризиса на уровне Союза.
«Это ограничило скорость распространения вируса, мы обеспечили управление ресурсами, лекарствами и медицинскими изделиями, стремились создать условия для эффективного посткризисного восстановления. Огромное значение имела своевременная разработка Российской Федерацией высокоэффективных вакцин против коронавируса, организация их поставок и локализация производств в странах ЕАЭС, что может служить позитивным примером интеграционного сотрудничества в интересах миллионов людей», – считает Михаил Мясникович.
Задача определения векторов, ключевых мер и новых механизмов, необходимых для развития интеграции и достижения целей Союза, изложена в Стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, утвержденных Высшим Евразийским экономическим советом в декабре 2020 года. Стратегия-2025 раскрывает имеющийся потенциал Договора о Союзе, подписанного в 2014 году, и развивает новые для ЕАЭС сферы интеграции.
«Несмотря на то что у нас экономический союз, образование, здравоохранение, туризм, спорт и т.д. вошли в Стратегию. Мы полагаем, что должна быть определенная социальная лояльность к тем процессам, которые мы реализуем в рамках нашего Евразийского экономического союза», – подчеркнул глава Коллегии Комиссии. Недавно Совет Комиссии утвердил детальной план мероприятий по реализации Стратегии.
По мнению Михаила Мясниковича, в связи с большой конкуренцией на товарных рынках после коронокризиса странам ЕАЭС необходимо укреплять сотрудничество, взаимодополняя и поддерживая друг друга.
«Нам надо отработать вопросы льготного кредитования интеграционных проектов. Сейчас мы прорабатываем конкретные предложения по инструментам снижения (субсидирования) процентных ставок для финансирования совместных проектов институтами развития ЕАЭС. Необходимо создавать совместные евразийские корпорации и компании», – заявил он.