VERELQ представляет обзор прессы дня.
Газета «Грапарак» пишет: «Решение Никола Пашиняна о досрочных выборах вызвало ажиотаж во фракции «Мой шаг»: депутаты соросовского крыла, как приведшие его ко власти, требуют, чтобы Пашинян пошел на выборы с новым Избирательным кодексом, который изменит избирательную модель и установит пропорциональную избирательную систему вместо рейтинговой. Они надеются, что смогут занять место на первых позициях списка и таким образом пройти в парламент. А в случае, если выборы состоятся и по рейтинговой системе, их шансы равны нулю, тем более, что в обществе существует негативное отношение к соросовцам».
Газета «Жоговурд» пишет: «Большинство членов парламентской фракции «Мой шаг» не знало, что премьер-министр Армении Никол Пашинян собирается идти на внеочередные выборы. Дело в том, что во время состоявшегося 7 февраля последнего обсуждения с членами фракции Пашинян заявил, что в ближайшее время проведение внеочередных выборов невозможно, поскольку есть много вопросов. Он утверждал, что без изменения Избирательного кодекса не стоит идти на внеочередные выборы, поскольку это причинит вред именно им. Однако неожиданно для многих членов команды, Никол Пашинян после встречи с лидером партии «Процветающая Армения» Гагиком Царукяном заявил о назначении внеочередных выборов на 20 июня. Отметим, что это уже не первый случай, когда члены команды Пашиняна из прессы узнают, что их ждет впереди. Ситуация интересна в том плане, что Пашинян принял это решение после обсуждения с оппозиционными силами. То есть, последние знают больше, чем его коллеги из правящей фракции. Как и во многих вопросах, так и в этом вопросе члены команды Пашиняна самые неосведомленные».
Газета «Грапарак» пишет: «После встречи лидера партии «Процветающая Армения» Гагика Царукяна и Никола Пашиняна было объявлено, что в Армении 20 июня пройдут внеочередные парламентские выборы. Согласно действующему законодательству, в частности Избирательному кодексу, внеочередные выборы в Национальное Собрание проводятся не ранее чем через 30 и не позднее чем через 45 дней после роспуска парламента. А парламент распускается после отставки премьер-министра и неизбрания нового премьера в течение двух недель. Это означает, что если все пройдет в нормальном русле, то Никол Пашинян подаст в отставку в период с 22 по 27 апреля. Кстати, Серж Саргсян подал в отставку 23 апреля 2018 года. Несмотря на то, что руководитель партии «Светлая Армения» Эдмон Марукян вчера сообщил, что военное положение будет отменено в ближайшее время, сюрпризы, тем не менее, не исключаются. Если парламент примет новый Избирательный кодекс, и в частности, то положение, что во время военного положения парламентские выборы не проводятся, а после завершения военного или чрезвычайного положения проводятся не ранее чем через 50 и не позднее чем через 65 дней отложенные из-за военного или чрезвычайного положения очередные или внеочередные парламентские выборы, то договоренность о дате выборов может не сработать. В лучшем случае будут изменены сроки выборов, а по худшему сценарию – Никол Пашинян может бессрочно остаться временно исполняющим обязанности премьер-министра, если военное положение не будет отменено. Кстати, председатель ППА Гагик Царукян и Эдмон Марукян настаивали на том, чтобы выборы были проведены до 1 июня, однако Пашинян уговорил их, что не успеют, поскольку ЦИК нужно подготовиться».
Газета «Грапарак» пишет: «Отстранение Оника Гаспаряна от должности стало вопросом жизни и смерти для Никола Пашиняна. Он нарушил все красные линии, отправил даже сотрудников Службы национальной безопасности к судье Мгеру Петросяну, чтобы оказали давление и он не принял решение о приостановлении указа об освобождении начальника ГШ ВС. Однако судья вынес решение. Об этом премьер-министру доложили позавчера поздно вечером. Он был настолько возмущен, что потерял самообладание, сел в служебную машину и приказал ехать. Свита премьер-министра после полуночи, около 1:30, начала разъезжать по проспекту Маштоца, вверх и вниз. А утром аппарат премьер-министра распространил позорное заявление о том, что решение суда не будет выполнено, а "рюкзаки" начали осуждать судью».
Газета «Айастани Анрапетутюн» пишет: «Московский договор, подписанный 16 марта 1921 года, все еще продолжает оставаться предметом политических, научных, политологических и общественных дискуссий, даже спустя сто лет, поскольку он связан с нашим национальным вопросом и вопросами безопасности. В контексте реалий, создавшихся в результате второй арцахской войны, интересы региональных игроков стали более поляризованными. По Московскому договору Россия на всех территориях, признанных Турцией, согласно Великому Национальному обету, признала ее суверенитет. Турция, в свою очередь, отказалась от Батуми и вместо этого получила провинцию Сурмалу. Соглашение установило северо-восточную границу Турции, которая действует и до сих пор. Благодаря усилиям тогдашнего наркома по делам национальностей Иосифа Сталина министр иностранных дел Георгий Чичерин, представлявший интересы СССР на переговорах, отказался от своей проармянской позиции. Он заявил, что они не будут настаивать на проведении границы к западу от Арпачая и к югу от Аракса. Вчера в Институте истории Национальной академии наук Армении научная лаборатория Армянского государственного педагогического университета им. Абовяна организовала круглый стол-обсуждение «Армения 1920 по 1991 гг.», посвященное 100-летию Московского договора».