Минская группа Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), больше 25 лет занимающаяся урегулированием карабахского конфликта, столкнулась с серьезным кризисом как с точки зрения деятельности в странах региона, так и содействия урегулированию карабахского конфликта.
Армения-ОБСЕ
Армения вступила в ОБСЕ в 1992 г. Руководитель постоянного представительства Армении в ОБСЕ с 11 января 2019 года посол Армен Папикян. Ереванский офис ОБСЕ прекратил свою деятельность 31 августа 2017 года из-за неприсоединения Азербайджана к консенсусу вокруг решения о продлении мандата офиса.
Несмотря на закрытие ереванского офиса ОБСЕ, стороны договорились продолжить реализацию приоритетных для Армении программ в рамках программы сотрудничества с Арменией. Она включает программные направления ОБСЕ во всех трех плоскостях: военно-политической, экономико-экологической и гуманитарной.
В Парламентской ассамблее Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Армения представлена парламентской делегацией.
Связь сохраняется и на уровне правительства. В МИД действует отдел ОБСЕ и обычных вооружений. Проекты, касающиеся военно-политического, экономического и экологического направлений, реализуются в сотрудничестве с правительством.
В то же время трудно измерить эффективность реализации этих программ с точки зрения повышения уровня благополучия граждан Армении.
Ранее ОБСЕ осуществляла различные программы в Армении, которые неоднократно освещались в прессе. В 2005-2007 гг. Министерство обороны Армении и ереванский офис ОБСЕ осуществили программу по переработке ракетного топлива типа «меланж».
Задачей этого экономико-экологического и военно-политического проекта была переработка 872 тонн сильно токсичной и быстро испаряющейся субстанции экологически безопасным путем, превращение ее в минеральное удобрение для орошения полей.
Недавно поступила информация, что эта программа может продолжиться в Армении, хотя и не было ясности, остались ли в республике опасные запасы ракетного топлива типа «меланж».
В МИДе заявили, что программа была завершена еще в 2007 году, и нет планов по ее продолжению. «В 2007 г. Министерство обороны Армении при технической и финансовой поддержке ОБСЕ завершило программу по ликвидации опасных запасов ракетного топлива «меланж» и ее переработке. В рамках программы полностью уничтожены опасные запасы ракетного топлива в Армении»,-говорилось в официальном ответе МИД.
Минская группа становился формальной структурой
Одним из важнейших инструментов присутствия ОБСЕ в регионе является Минская группа, которая более 26 лет занимается мирным урегулированием карабахского конфликта.
Долгое время у этого формата не было альтернативы и он рассматривался, как единственная профессиональная площадка для урегулирования конфликта.
Однако после второй карабахской войны, которая была прекращена благодаря активным посредническим усилиям России, позиции данного формата в регионе резко ослабли, существенно ограничив также возможности ОБСЕ.
Достаточно вспомнить встречу президента Азербайджана Ильхама Алиева с сопредседателями Минской группы ОБСЕ от Франции и США, чтобы понять, насколько циничное и пренебрежительное отношение Баку к этой структуре.
Аналитик Татул Акопян считает, что возможности Минской группы ОБСЕ, а также ОБСЕ, после последней войны существенно ослабли. «Сейчас решающее влияние на урегулирование карабахского конфликта оказывает не ОБСЕ как организация или Минская группа ОБСЕ, а Россия», - заявил он ИАЦ VERELQ.
Эксперт также считает, что с 2017 года, когда прекратилась деятельность ереванского офиса ОБСЕ, между Арменией и организацией нет серьезного сотрудничества.
На сайтах МИД Армении и представительства Армении в ОБСЕ мы не смогли найти всеобъемлющей информации о программах, реализованных в рамках сотрудничества с организацией после 2017 года. С другой стороны, было немало случаев, когда та или иная страна, принявшая председательство в ОБСЕ, заявляла о намерении активно содействовать урегулированию карабахского конфликта, однако никаких существенных сдвигов в этом направлении не было зафиксировано.
Минская группа ОБСЕ переходит в ряд тех многочисленных международных организаций и институтов, которые формально существуют, действуют, но не разворачивают реальную работу, считает известный российский международник, политолог, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.
«Ситуация на Южном Кавказе кардинально изменилась, и здесь нужны другие инструменты для обеспечения результатов. Минская группа ОБСЕ останется дипломатическим форматом, участники которого заинтересованы проблемой, но не всегда вовлечены в ее урегулирование. Этот формат удовлетворял нужды урегулирования конфликта до сентября прошлого года – до войны.
Она была основана на военной победе Армении в начале 90-х и сохраняющемся статус-кво, но не предполагала, что военная победа может быть пересмотрена посредством военного вмешательства», - заявил Лукьянов ИАЦ VERELQ.
Эксперт отметил, что сейчас статус-кво изменился, и установилась новая ситуация, в которой существенную роль играют Россия и Турция. «А эта роль укрепляется не дипломатическим, а военным инструментарием. То есть на ситуацию влияют именно игроки, имеющие военное присутствие. Поэтому Минская группа ОБСЕ не является реальным участником урегулирования нагорно-карабахского конфликта», - заключил Лукьянов.
Аршалуйс Мгдесян