Карабах спустя около месяца после 44-дневной разрушительной войны постепенно оживает. Страна, которая потеряла больше 70% своей территории во время войны, возвращаются жители. Многие из них находятся в полной неопределенности. Одни потеряли свои дома во врем бомбардировок, другие из-за того, что их села и города перешли под контроль азербайджанских войск.
«Я из Гадрута, который сейчас находится под контролем Азербайджана. Мы с семьей живем в Степанакерте, государство платит за жилье, в качестве помощи выделяет средства на проживание», - рассказывает в беседе с VERELQ Альберт, которому 53 года. Его два сына служат в Армии обороны Карабаха, сам он участвовал в боевых действиях. В настоящее время живет в населенном пункте недалеко от Степанакерта и, как он говорит пытается «встать на ноги».
«У меня в Гадруте был магазин, занимался торговлей. В Степанакерте тоже хочу заниматься тем же. Это мое ремесло», - пояснил он, добавив, что никуда не намерен уезжать из Карабаха. «После войны очень тяжело, но мой дом здесь. И после первой войны я начал с нуля, теперь тоже самое, но не жалюсь. И государство оказывает поддержку», - сказал наш собеседник, показывая на оживленные улицы Степанакерта. «Люди возвращаются, значит есть надежда. Будем жить», - сказал он.
Впрочем Альберт прав. На дорогах Степанакерта уже можно заметить пробки. Люди возвращаются, они сломлены, но не безнадежны. Присутствие российских миротворцев укрепляет надежду и чувство безопасности.
Российский миротворческий контингент, развернутый в Карабахе сразу после войны, вместе с Армией обороны Карабаха осуществляет охрану границ непризнанной республики, патрулирует его воздушное пространство (над территориями Армении и Карабаха объявлена бесполетная зона) и связывающий Армению с Карабахом Лачинский коридор.
Отношение местных жителей к миротворцам очень теплое. «Они всячески нам помогают в восстановлении домов и инфраструктуры. Очень вежливые люди. К ним невозможно по-другому относиться», - рассказывает продавщица в Степанакерте Сирануш.
В тоже время особенно среди возвращающихся из Армении в Карабах людей есть большая неопределенность. Она заметна особенно в вопросе обеспечения перемещенных лиц квартирами. Многие населенные пункты, находящиеся еще два месяца назад в глубоком тылу, стали приграничными, некоторые были разграблены.
Несмотря на эти трудности и неопределенность люди все же возвращаются. Степанакерт, который еще 15 дней назад был похож на город призрак, сейчас испытывает сложности с «поглощением» потока возвращающихся людей. Снимать квартиру в городе практически невозможно. Работают магазины, кафе и рестораны. Ведутся активные восстановительные работы.
В правительстве посчитали – не хватает 8000 квартир, чтобы заселить всех перемещенных лиц из тех районов, которые остались под контролем Азербайджана. В этом может помочь Карабаху Россия. «Правительство Карабаха уже представило соответствующий запрос. Он обсуждается в российском правительстве. Надеемся, что Россия поможет нам в этом. Речь о сборных домах, которые можно собрать очень быстро. В них мы нуждаемся. Люди возвращаются, а впереди зима», - сказал в беседе с нами министр градостроительства Карабаха Арам Саргсян.
К восстановительным работам подключились и местные жители. Тигран, который держит в Степанакерте магазин мясных продуктов, убирает осколки разбитого стекла витрины магазина и рассказывает о своих планах снова открыть его. «А что делать, не уезжать же из своей страны», - удивляется Тигран отвечая на наш вопрос, что планирует делать в будущем. «Будем жить и работать»,- коротко заметил он.
Гостиницы не испытывают нехватки гостей. Часть из них – туристы из Армении, значительная часть перемещенные лица, временно проживающие в гостиницах. Там же проживает высокопоставленный офицерский состав российского миротворческого контингента.
В отелях можно заметить также семьи, потерявшие своих сыновей. Они приехали из Еревана, Эчмиадзина, Абовяна и многих других городов и населенных пунктов Армении в надежде что-то узнать о своих сыновых. Некоторые из них верят, что их сыновья живы (они считаются пропавшими без вести) и находятся в тылу противника, надеются вывести их оттуда усилиями Красного креста и российских миротворцев. Другие же знают о гибели своих сыновей, надеются хотя бы забрать их тела с поле боя.
Подготовил Аршалуйс Мгдесян