23.11.2024
В лаборатории РАУ провели опрос среди российских экспертов относительно войны в Арцахе
prev Предыдущие новости

Иранское предложение по Карабаху: важен процесс, а не результат

Худаферинский мост на границе Арцаха и Ирана
Худаферинский мост на границе Арцаха и Ирана

В Армении достаточно прохладно восприняли «региональный подход» Ирана по урегулированию нагорно-карабахской проблемы. Армянской стороне особенно настораживают два аспекта в «карабахском плане» Ирана – акцентирование принципа целостности территориальной в разрешении проблемы, тогда как Армения и Карабах придают особую важность принципу право народов на самоопределения, и вовлечение Турции в процесс разрешения конфликта.


На днях Иран выступил с инициативой по разрешению кризиса, разворачивающегося в зоне карабахского конфликта, где уже больше месяца идут активные боевые действия, развязанные Азербайджаном при поддержке Турции. С обеих сторон есть десятки жертв среди гражданского населения. Армения регулярно обновляет данные по жертвам в живой силе, которые на данный момент достигают 1163. Азербайджан о своих потерях вообще не сообщает, обещая рассекретить их после окончания боевых действий. По данным армянской стороны потери Азербайджана в живой силе оставляют около 7 тысяч.


После трех неудачных попыток стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ по установлению перемирия в зоне конфликта, за дело взялся соседний Иран, который не состоит в Минской группе ОБСЕ. Иран открыто выражает свое недовольство работой МГ ОБСЕ, настаивая на применении «регионального подхода» в вопросе разрешения карабахского кризиса. Для обсуждения иранского плана по Карабаху замглавы МИД Ирана по политическим вопросам Аббас Аракчи провел переговоры в Баку, Ереване, Москве и Анкаре.


Затем глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф 1 ноября представил детали предложенного Ираном плана по урегулированию конфликта Карабаха.


«Одна из важных особенностей нашего плана заключается в том, что он не относится исключительно к временному прекращению огня, а скорее направлен на решение разногласий на основе рамок, которые начнутся с приверженности обеих сторон некоторым принципам, а затем будут реализованы другие меры, в частности, вывод оккупационных войск со всех оккупированных территорий», - сказал Зариф, добавив, что Иран с самого начала напряженности в нагорно-карабахском регионе ведет переговоры с Азербайджаном, Арменией, Россией и Турцией.


В Ереване, по сообщению дипломатических источников VERELQ, выслушали предложение Ирана по Карабаху, но окончательного ответа пока не дали. «Для Еревана сейчас важно приостановить боевые действия на передовой и начать мирный процесс. В этом плане любую инициативу по прекращению огня можно приветствовать», - сообщает источник VERELQ в дипломатических кругах.


Известный армянский иранист Вардан Восканян отмечает, что иранская инициатива по Карабаху в первую очередь направлена на стабилизацию ситуации. «Речь в первую очередь идет о прекращении огня. Говорить об окончательном разрешении конфликта – очень рано. Что касается принципа территориальной целостности - это палка о двух концах. Для Ирана очень важен мегринский коридор (регион на юге Армении, который граничит с Ираном – прим ред.), чтобы Азербайджан вдруг не предпринял попытку пробить коридор в Нахиджеван и отрезать Армению от Ирана. Это красная линия для Ирана, что неприемлемо для Тегерана», - пояснил он в беседе с VERELQ.


Армению настораживает также идея Ирана по вовлечению Турции в карабахский процесс. В Ереване уверены, что именно Турция подталкивает Азербайджан к войне.


Иранист Вардан Восканян объясняет инициативу Ирана касательно вовлечения Турции в карабахский процесс политическим шагом, направленным на нейтрализацию фактора террористов, которых Анкара перебрасывает в зону конфликта из Сирии и Ливии. «Иран категорически против переброски террористов в регион Южного Кавказа, и поэтому понимает, что для их нейтрализации нужно говорить не с лидерами этих групп, а их хозяином – Турцией. В этом плане диалог с Турцией направлен именно на нейтрализацию данных групп», - пояснил он.


Иран в истории карабахского конфликта второй раз проявляет миротворческую инициативу. Первая инициатива провалилась в мая 1992 года, когда на фоне переговоров в Тегеране между армянской и азербайджанской делегациями, карабахская армия взяла под контроль город-крепость Шуши. Иранский фактор в Карабахе снова кратковременно активизировался, когда сторонам конфликта с подачи США был представлен план Пола Гобала по обмену территориями – Карабах в обмен на Мегри.


По версии армянских экспертов, тогда США выступали за диалог с Ираном, поскольку речь шла о территории (Мегри), примыкающей к его границе. План Гобала провалился, активность Ирана снова сошла на нет.


«В настоящее время Иран активизировался, поскольку есть для этого политическая почва. Тегеран не мог не воспользоваться ситуацией», - отмечает в беседе с VERELQ известный российский востоковед Алексей Малашенко. Однако он с большим скепсисом относится к успеху иранского плана.


«Если США, России и Фракции не удалось достичь хотя бы установления перемирия в регионе, Ирану уж тем более не удастся этого сделать. В Тегеране достаточно умных политиков, которые понимают, что они ничего не решат и их слово не будет решающим ни для Баку, ни для Еревана, ни уже тем более для Москвы, Парижа и Вашингтона. Однако для них сам процесс участия в этом процессе важен. Это для Ирана важно, а не для конфликта», - считает Малашенко.


Пока можно констатировать, что иранское предложение выслушали все его адресаты, но никто из них пока не спешит с ответами. Об этом свидетельствует заявление главы МИД Ирана Мохаммада Джавада Зарифа, по словам которого «Тегеран ожидает ответа Азербайджана, Армении, России и Турции на свою инициативу».


Подготовил Аршалуйс Мгдесян


 


 


 

Война усиливает Турцию в регионе Большого Кавказа, что означает ослабление России - Скаков
Следующая новость next

Регион

Все новости