США будут помогать России или будут вести самостоятельную игру в карабахском вопросе? Выступление президента России Владимира Путина на заседании дискуссионного клуба "Валдай" было проармянским или проазербайджанским? Согласится ли Азербайджан на ввод в зону карабахского конфликта российских миротворцев? И позволит ли Анкара Баку сохранить за Москвой ведущей роли в переговорном процессе? С чем связан в Армении всплеск русофилии со стороны лиц, ранее отличавшихся антироссийскими взглядами?
На эти другие вопросы ИАЦ VERELQ отвечает политический аналитик Виген Акопян.
Что ожидать от встречи в Вашингтоне? США будут помогать России или будут вести самостоятельную игру?
Есть два варианта. Я практически исключаю, что это дежурная встреча, так как это ничего не дало бы нынешней администрации перед выборами. Здесь или действующая администрация показывает, что Соединённые штаты остаются самой влиятельной страной в мире, номером один среди влиятельных стран, и пытается использовать это в пользу Трампа перед выборами, даже временно. Второе, то, о чем много говорилось, о чем даже Путин сказал, что он надеется, что администрация США поможет усилиям России, и я бы добавил и Франции. В первом случае нужны достаточные ресурсы для этого, а во втором – просто надо иметь желание.
Выступление Владимира Путина на заседании дискуссионного клуба "Валдай" было более проармянским или проазербайджанским?
Вчерашнее выступление Путина было выступлением лидера одного из главных геополитических центров, который представляет интересы своей страны. Притом, мне кажется, что там многое было между строк, о чем не было прямо сказано, но подразумевается, что это делается. Мы должны понимать, что не все, что было сказано, обязательно так и должно быть. По-моему, это было очень серьёзное, взвешенное, обдуманное выступление.
Были расставлены довольно серьезные акценты для армянской стороны. Было подчёркнуто, что именно стало основой карабахского движения, и его слова в будущем или даже сейчас могут послужить базой для определённых политических процессов. Ведь получается, что все это началось, так как были этнические чистки, насилие в отношении местного населения, которое было вынуждено защищаться. Если мы вспомним, во многих местах (Косово и др.) те или иные геополитические центры использовали именно эти основания и оказывали затем поддержку. Сейчас один из важнейших геополитических центров прямо сказал, что это положило начало конфликту.
Очень важны слова Путина о том, что не надо забывать произошедшее с армянами в начале XX века, напоминание о геноциде. А это также прямо указывает на первопричины серьезных проблем армян с турками, и, косвенно, с азербайджанцами, на генетическую память о геноциде. То есть Путин сказал о двух чувствительных для армян вещах
Что касается отношений России с Турцией, то там тоже были интересные моменты. Российский президент сказал очень важную вещь: "Эрдоган не признает Крым, Нагорный Карабах". Не может быть случайным, что в ряду однотипных проблем он указал Крым, а затем Карабах. Он прямо сказал, что на Южном Кавказе у нас с Турцией различные взгляды на ситуацию. Что ещё хотим?
Но был и другой важный момент: Россия важный геополитический игрок, который не будет сломя голову просто так влезать в какие-то игры. Были и несколько намёков Турции, например 20-миллиардный товарооборот, что для Турции очень важно. Это был серьёзный намёк, даже угроза, что Турция может понести ущерб. Тем более Анкара через это проходила уже один раз в 2015 году. Когда от запрета "помидоров" и туристов Турция просто выла.
Никол Пашинян на днях поддержал ввод миротворцев, и намекнул, что желательно, чтобы это были российские миротворцы. Согласится ли на это Азербайджан?
Азербайджан сейчас готов к определенным торгам. Политическое руководство там все же очень чётко понимает: что себе может позволить Турция в общении с Россией или другими геополитическими центрами - тональность или действия - Азербайджан себе позволить не может. К примеру, Путин вчера заявил, что в России проживают около 2 млн азербайджанцев и они отправляют домой миллиарды долларов. Это был такой лёгкий намёк.
Мне кажется, у России есть рычаги, чтобы убедить Баку. Может сейчас руководитель Азербайджана и переоценивает свои возможности, исходя из ситуации на фронте, но геополитические центры силы являются таковыми, так как обладают рычагами для изменения ситуации.
А с учётом влияния Турции на Азербайджан, позволит ли Анкара азербайджанским властям согласиться на ввод лишь российских миротворцев и сохранение Москвой ведущей роли в переговорном процессе?
Когда я говорю, что Россия имеет рычаги, я имею в виду, что она знает с кем работать, на какие кнопки нажимать. И, в конце концов, не случайно, что по окончании вчерашней встречи на "Валдае" Путин сказал интересную вещь: хотя у Эрдогана жёсткая риторика, делает достаточно жёсткие заявления, но он довольно гибкий. То он есть захотел сказать, что с Эрдоганом можно работать, он политический торговец. И в этой связи договорённость с Турцией в текущих реалиях будет необходима.
В Армении наблюдается всплеск русофилии со стороны лиц, ранее отличавшихся антироссийскими взглядами. С чем это связано?
В целом эти люди, о которых вы говорите, не имеют никакой идеологии. Они зачастую руководствуются ситуативными интересами. И их заявления не связаны с тем, что сейчас они полюбили Россию, а раньше были русофобами. В данном случае они руководствуются приказами, которые получают. Тот же центр, который им говорил, что надо делать так, сейчас предписывает делать иначе. Исходя из того, что другого выхода нет.
Эта война была хорошим шансом и площадкой показать геополитическую альтернативу для Армении. И жизнь показала, что по существу альтернативы России и частично Ирану не получилось. Некоторые люди и силы всегда говорили, что "Турция сейчас немного другая", "НАТО не допустит агрессивных действий Турции против Армении" или "если вывести российскую базу вместо неё придёт натовская база". Эта война была хорошим шансом, чтобы эти геополитические центры военным, политическим или иным способом смогли оправдать надежды их местных пропагандистов. Однако практика показала, что этой альтернативы нет. И когда русские не сразу вмешались, некоторое время сохраняли положительный нейтралитет, многие начали задаваться вопросом: а где же русские? То есть искали не альтернативу, а тех, кого ранее критиковали.
Но звучат мнения, что Россия не так активно помогает Армении, как должна была.
Я не знаю, насколько она должна помогать. По крайней мере, то, что утверждено различными договорами, делается. И у меня есть впечатление, что помогает и в других форматах, про которые особо не говорится, это не видно.
Что касается ударов по территории Армении и помощи ей в этой случае, то это обговорено конкретными договорами и протоколами. Много раз высокопоставленные российские официальные лица заявляли, что Армения в подобных случаях должна официально обратиться по линии ОДКБ или двухсторонних соглашений с Россией. Если есть другие ожидания, которые не вытекают из действующих сейчас армяно-российских договоров, то Армения должна обратиться отдельно. Например, в Сирии Асад обратился, что дало возможность легитимизировать действия России. Но я бы хотел заметить, что в политике так: если чего-то не видишь, это не означает, что этого нет.
Айк Халатян