Российский военно-морской флот проведет в восточной части Средиземного моря учения («Океанский щит-2020») с боевыми стрельбами в период с 8 по 22 сентября и с 17 по 25 сентября.
NAVTEX-объявления об этом опубликовал на днях Департамент гидрографии и океанографии ВМС Турциии.
При этом прозападная пресса, впрочем как и турецкая, поспешила сделать вывод, что дескать российские учения пройдут после того, как Турция осудила США за ослабление многолетнего эмбарго на поставку оружия на Кипр, заявив, что этот шаг приведет к усилению напряженности в ее территориальных спорах с Грецией и Кипром.
Однако прежде, чем расценивать запланированные учения в Средиземном море «как сигнал России в поддержку Турции» следует внести ясность.
Первое. Осудила США за ослабление многолетнего эмбарго на поставку оружия на Кипр – Турция. И уже после того, как США приняли решение частично снять оружейное эмбарго (сроком на 1 год с возможностью продления) с Республики Кипр, Анкара заявила о намерении провести с самопровозглашенной Турецкой Республикой Северного Кипра военные учения в Средиземноморье.
Как сообщило турецкое Минобороны, в маневрах (с 6 сентября по 10 сентября), получивших название «Средиземноморский шторм», задействуют ВВС, ВМС и сухопутные войска Турции. Отмечалось, что в рамках учений корабли будут отрабатывать тактику защиты своей акватории и возможные наступательные действия на море.
Второе. Учения ВМФ и ВКС России в Средиземном море проводились, как в 2018 году, так и в 2019 году. Причем в 2019 году Россия проводила учения дважды: в ноябре и в декабре (совместно с Сирией).
Кстати, по мнению некоторых аналитиков именно проводимые в Средиземном море масштабные манёвры произвели глубочайшие впечатления на Вашингтон, заставив США пересмотреть возможные планы по нанесению удара по Сирийской Арабской Республике под предлогом очередной «химической атаки».
Третье. Официальный представитель правительства Республики Кипр Кириакос Кусиос заявил что Россия связывается с Кипром всякий раз, когда планирует провести воздушные или военно-морские учения.
«Всем известно уже много лет, Россия обращается к Кипру в случаях издания NOTAM или NAVTEX и обращается в конкретную организацию, NAVAREA III», — сказал он. По его словам, Турция вмешивается, издавая другие NAVTEX-объявления (что имело место и на этот раз – прим. автора) о тех же мероприятиях.
Он подчеркнул, что после соответствующего заявления России Кипр получает уведомление, и, если нужно, издает уведомления NOTAM или NAVTEX.
«Республика Кипр была проинформирована обо всем [российские учения]», - сказал он.
На вопрос, есть ли у Кипра какие-либо претензии к действиям России в отношении того, кого она уведомляет об учениях, пресс-секретарь сказал:
«Нет. Недовольство связано с действиями и попыткой Турции использовать ситуацию».
Четвертое. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, пожалуй, внес максимальную ясность в данном вопросе. Так, в интервью греко-кипрской газете «Филэлефтерос» Лавров заявил, что углубление российско-турецкого сотрудничества не сказывается и не будет сказываться на диалоге Москвы с Никосией.
«Относительно наших отношений с Турцией хотел бы еще раз заверить кипрских друзей, что углубление российско-турецкого сотрудничества, необходимость взаимодействия с Анкарой по региональным вопросам никоим образом не сказывается и не будет сказываться на нашем диалоге с Никосией», - сказал он, выразив готовность содействовать выстраиванию добрососедства между Республикой Кипр и Турецкой Республикой, но только в том случае, если России об этом заинтересованно попросят обе стороны.
Таким образом учения ВМФ и ВКС России в Средиземном море следует рассматривать безусловно, как сигнал, но не в поддержку Турции, а собственных интересов.
Ибо для России представляет интерес вопрос о том, что именно США потребовали от Кипра в обмен на поставки вооружений. Так, по данным газеты Cyprus Mail, на состоявшейся пресс-конференции по случаю частичного снятия эмбарго на поставки оружия Кипру заместитель помощника госсекретаря США по европейским и евразийским делам Мэттью Палмер заявил о том, что американская сторона «надеется на улучшение борьбы с отмыванием российских денег на Кипре и заходов российских кораблей в порты островного государства».
В свою очередь посол США в Никосии Джудит Гарбер также обозначила некоторые ключевые цели и критерии «над которыми Кипр должен работать, чтобы еще больше укрепить отношения с США». Если коротко, то США требуют от Кипра очистить финансовый сектор страны от российского присутствия и запретить кораблям ВМФ России использовать портовую инфраструктуру на Кипре.
Ну и, наконец. На 8 сентября намечен визит главы внешнеполитического ведомства России Сергея Лаврова на Кипр. Поездка приурочена к 60-летию установления двусторонних дипломатических отношений. Отмечается, что визит носит официальный характер и будет посвящен обсуждению широкого круга вопросов — от ситуации в Восточном Средиземноморье до способов преодоления коронакризиса. Думается, что визит главы российского МИД имеет важное значение для дальнейшего развития российско-кипрских отношений.
Анна Бегларян