23 августа 2020 года в рамках Международного военно-технического форума «Армия-2020» между Министерством обороны Армении и Объединённой авиастроительной корпорацией (ОАК, входит в российскую госкорпорацию «Ростех») был подписан контракт на модернизацию четырёх армянских штурмовиков Су-25. Документ был подписан заместителем министра обороны Армении Макаром Гамбаряном и заместителем директора ОАК Ильей Тарасенко. Какого значение контракта и какое влияние окажет выполнение работ на боеспособность ВВС Армении?
В чём особенности Су-25СМ3?
В первую очередь необходимо отметить, что согласно подписанному контракту будет проведён капитальный ремонт машин и доведение их до уровня Су-25СМ3, подразумевающего замену огромного количества устаревшего оборудования. Так, штурмовик получит электронно-оптическую систему «СОЛТ-25», обеспечивающую разведку и наведение вооружения с помощью оптической, лазерной и телевизионной систем. Комплекс может в автоматическом режиме обнаруживать цели на дистанции в 6-8 км. Ещё одним важным обновлением стал комплекс бортовой обороны «Витебск», который с помощью ультрафиолетового пеленгатора выявляет пуски ракет переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК), обеспечивает выпуск тепловых «ловушек» (они дезориентируют инфракрасные головки самонаведения зенитных ракет) и постановку помех радиолокационным станциям противника. Другой важнейший компонент – прицельно-навигационный комплекс СВП-24-25 «Гефест», который обеспечивает бомбометание с помощью простых неуправляемых бомб с достаточно высокой точностью и со средних высот (система точно рассчитывает точку сброса, учитывая множество факторов, такие как метеоусловия, тип боеприпаса, точные спутниковые координаты самого самолёта и т.п.).
С установкой нового оборудования, Су-25СМ3 получает возможность эффективно применять широкую номенклатуру управляемого вооружения «воздух-поверхность», включающую корректируемые авиабомбы и различные ракеты.
ВВС Армении становятся фактором в конфликте с Азербайджаном
До конца 2019 года военно-воздушные силы (ВВС) Армении были представлены исключительно немодернизированными советскими штурмовиками Су-25, а также ударными вертолётами Ми-24 и военно-транспортными вертолётами Ми-8. Ещё в начале 2010-х годов этот арсенал уже был безнадёжно устаревшим и де-факто небоеспособным в гипотетическом конфликте с Азербайджаном: те же Су-25 имели слишком простую электронику, практически не позволяющую использовать управляемое вооружение, а при использовании неуправляемых ракет и бомб с небольших высот они были очень простой целью для противовоздушной обороны (ПВО) противника. Появление истребителей МиГ-29 у Азербайджана и вовсе сделало боевое применение Су-25 практически невозможным.
Ситуация коренным образом изменилась после поступления на вооружение ВВС Армении многоцелевых истребителей Су-30СМ, способных надёжно нейтрализовать азербайджанские МиГ-29, и, в отличие от них, имеющих возможность наносить высокоточные удары по наземным целям с больших расстояний (без входа в зону ПВО). Четыре Су-30СМ уже поставлены, озвучены планы по закупке ещё восьми единиц.
Модернизации авиапарка штурмовиков Су-25, состоящего из 14 машин, позволит за относительно небольшие средства (около $6 млн за единицу), получить современные высокозащищённые ударные машины, способные подавлять ПВО противника (например, с помощью противорадиолокационных ракет Х-58У) и наносить высокоточные удары без входа в зону поражения войсковых комплексов ПВО противника.
Ещё более сильным ходом станет комплексное использование машин – Су-30СМ с больших высот могут прекрасно прикрывать штурмовики Су-25СМ3 от истребителей противника, попутно нанося удары по целям в глубине территории противника, при этом штурмовики могут эффективно поддерживать войска на поле боя. Такой подход позволяет вновь вспомнить о факторе боевой авиации в армяно-азербайджанском конфликте, так как ранее ВВС обеих стран не были достаточно оснащены для действий в условиях развитой ПВО противника. В течение ближайших 2-х лет Армения такую возможность получит, что станет дополнительным сдерживающим фактором эскалации конфликта.
Леонид Нерсисян