О своем видении переговорного процесса по Карабаху, ситуации на армяно-азербайджанской границе и многом другом рассказал второй президент Армении Роберт Кочарян в интервью телеканалам «Еркир медиа», «5-й канал» и «Второй армянский телеканал».
В новой стратегии нацбезопасности Армении нет слово Нагорно-Карабахская Республика
Роберт Кочарян не понимает выражения «Арцах- это Армения и всё» в контексте урегулирования карабахского конфликта.
«Я не понимаю, что означает Арцах – это Армения и все». Это в какой-то мере имеет аллегорическое значение для властей, однако по факту это означает, что Карабах становится областью Армении», - сказал Кочарян.
Ему непонятно, как это высказывание может быть совмещено с заявлениями о том, что по вопросу карабахского урегулирования должно быть принято решение, которое удовлетворит все стороны.
«Все власти Армении рассматривали урегулирование карабахского конфликта в контексте прав народа на самоопределение. Азербайджан же все это время пытался перенести этот вопрос в поле территориальной целостности. Это для Армении неблагоприятное поле. В условиях таких подходов вопрос не имеет благополучного решения», - считает он.
Кочарян считает неслучайным и то, что в новой стратегии нацбезопасности Армении нет слово Нагорно-Карабахская Республика и народ Нагорно – Карабахской Республики, а есть население.
Переговоры лучше, чем любая война, но нельзя подчиняться шантажу
«Опасно, когда люди не понимают важность вопроса, но занимаются этим вопросом. Нужно прочесть Декларацию независимости НКР, переговоры должны вытекать из этой декларации. Для всего нужно основание. Если их нет или каждый день находишь какое-то основание, бывают нехорошие последствия», - сказал он.
По мнению Роберта Кочаряна, переговорный процесс еще можно вернуть обратно.
Что касается заявления президента Азербайджана Ильхама Алиева о намерении прекратить переговоры, Кочарян ответил следующим образом:
«Переговоры лучше, чем любая война, но нельзя подчиняться шантажу. Нужно проявить принципиальность. Да, есть риски, но мы всегда шли на риск и достигали успеха. Не хотят вести переговоры, значит, не будем вести. Когда они поймут, что альтернативы переговорам нет, они возобновятся».
О ситуации на армяно-азербайджанской границе
Впервые за последние два года Вооруженные силы Армении пресекли стремление Азербайджана улучшить свои боевые позиции, что стало причиной давления Азербайджана на Армению, уверен Роберт Кочарян.
«Если ты улучшаешь боевую позицию, то это освобождает тебя от головной боли на долгие годы. С этой точки зрения, важно всегда думать об улучшении и укреплении боевых позиций на передовой. Этого не происходило в течение последних двух лет, и поэтому теперь, когда подобные попытки Азербайджана были пресечены, Баку болезненно на это отреагировал, начав обстрелы мирного населения», - сказал Кочарян.
По его словам, в Азербайджане есть не только правительство, которое стремится к реваншу, но и народ, и если они объединяются, то опасность возобновления войны очень высока.
«Нет надежды на конструктивную позицию правительства Азербайджана, поэтому ситуацию еще долго нельзя будет урегулировать», - подчеркнул он.
О турецких амбициях и сторонниках вывода базы РФ из Армении
Сторонников вывода российской базы из Армении должны отрезвить возросшие амбиции Турции, считает Роберт Кочарян. И они должны подумать над тем, к чему могла бы привести ситуация, если бы Россия не была представлена в Армении своей базой.
«Турецкие амбиции еще 10-15 лет назад и сейчас значительно различаются. С этим нужно считаться. Это серьезный месседж для тех, кто заявляет, что нужно вывести российскую базу, проводит акции у посольства России. Этот факт должен подействовать на них отрезвляюще. Нужно учитывать, к чему могла бы привести ситуация, если бы Россия не была представлена в Армении своей базой», - отметил он.
Об учениях Турции и Азербайджана
В этом контексте он призвал обратить внимание на то, что Турция, которая обладает одной из мощнейших армий в НАТО, проводит учения с Азербайджаном, что, безусловно является демонстрацией силы.
«Несомненно, это предупреждение, что может быть также такое развитие», - сказал Роберт Кочарян, отвечая на замечание, что есть мнение, что эти учения будут попыткой проникновения в Армению.
«Подобные масштабные учения являются не только учениями, но и серьезным политическим сигналом для всех стран региона. Не думаю, что это может перейти в наступление, однако налицо обстоятельство, когда тебе просто говорят, что это – возможный сценарий», - сказал Роберт Кочарян.
Конкуренция между Россией и Турцией в регионе будет расти
В мире идет процесс формирования многополярного мира, растет роль сильных региональных стран.
«В нашем регионе будет серьезная конкуренция между Россией и Турцией», - сказал он. И в этом смысле, Кочаряну непонятно содержание сегодняшней внешней политики Армении.
«Я сомневаюсь, что правительство правильно оценивает глобальные процессы в мире... Я не знаю, как охарактеризовать нынешнюю внешнюю политику… Стихийная, ситуативная, связанная с настроениями, конкретными людьми», - сказал он.
О системе ценностей
Есть и другой процесс. После развала СССР сформировался однополярный мир во главе с США, и тогда экономическая глобализация связалась с неоглобализацией.
Глобализация происходит не только в экономике, но и системе ценностей, культуре, образовании, так сказать, мир «голливудизируется», или даже говорят «соросизация мира». Речь идет не о Соросе, в переносном смысле это более широкое понятие. Тысячи долларов потрачены на создание общественных организаций, основная цель которых продвинуть это положение глобализации», - отметил Кочарян.
По его словам, сейчас тренд изменился, и люди считают, что культурное и цивилизационное многообразие – сила этой планеты и ценность, за которую надо бороться. «Большая часть нынешней власти пришла из общественных организаций, которые были созданы на втором треке глобализации и теперь ведут страну туда, откуда все убегают. И эти споры о национальных ценностях, отношению к церкви, которые являются составляющими национальной идентичности...Они пытаются исключить из нашей культуры, образовательных программ. Даже по итогам европейских выборов, мы видим, что национальные силы улучшают свои позиции. Есть страны, где эти силы стали частью власти», - отметил он.
Кочарян убежден, что Армению ведут к тренду, который во всем мире угасает.
Есть сферы экономики, которые нужно спасать
Экономическая политика властей весьма неудовлетворительна. По его словам, в первую очередь, существует проблема управления, вопрос выбора целей экономической политики.
«Вообще, власти могут стимулировать инвестиции или убивать их. Я бы разделил сегодняшнюю ситуацию на две части: проблемы, которые правительство создало еще до пандемии и те, которые появились из-за коронавируса», - сказал Кочарян.
Значительная часть экономических проблем, по его словам, искусственна, они появились в результате политики правительства.
Что касается коррупции, то премии в 120 миллионов долларов это не что иное, как очевидное воровство из бюджета. Кроме того, о политике властей говорит то, что за 2 месяца выписано больше штрафов, чем за 10 лет его правления.
Говоря об экономической политике во время ЧП, Кочарян отметил, что есть сферы экономики, которые нужно просто спасать.
Экономическое падение, по оценкам экономистов, составит 10-12%. Это еще при том, что может быть вторая волна пандемии.
Политическая ситуация в Армении может измениться очень быстро
Правительство ничего не сделало для страны и народа, считает Роберт Кочарян.
«Обещанного экономического прыжка не получилось еще задолго до пандемии, ни одна декларированная задача не была выполнена... Малый и средний бизнес находится в свободном падении, борьбу с пандемией провалили», - отметил он, добавив, что в условиях отсутствия кардинальных перемен и реформ в стране политическая ситуация может измениться очень стремительно.
Кочарян убежден, что правящая сила нуждается в серьезной и сильной оппозиции.
«Чем больше власти расшатывают основы оппозиции, тем рискованнее становится обстановка для них самих», - уверен он. По его мнению, непонятно также, для чего постоянно продлевается режим ЧП – для борьбы с коронавирусом или для предотвращения масштабных политических акций и процессов.