Поможет ли ресторанному бизнесу пакет мер господдержки, предлагаемый правительством? Как проблемы отрасли скажутся на рынке занятости? Как ударит кризис у рестораторов по смежным отраслям: виноделие, фермерство, животноводство и др.? Нынешний пакет мер господдержки обусловлен лоббингом банкиров и направлен в первую очередь на защиту их интересов? На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ ответил исполнительный директор Ассоциации Ресторанов Армении Ваге Геворкян
Как ресторанной отрасли поможет пакет мер господдержки, предлагаемый правительством?
Хотелось бы отметить, что мы очень надеемся на продуктивный диалог с государственным аппаратом, так как при выработке мер необходимо учитывать практику деловых обыкновений и существующих проблем в отрасли.
Было бы гораздо эффективнее, если бы предлагаемая помощь, в частности, принятый правительством пакет мероприятий, был конкретно направлен на несколько секторов экономики, которые пострадали больше всего։ рестораны, кафе, туризм, сфера обслуживания․
Мы думаем, что предложенные сегодня государством меры не смогут возродить отрасль в условиях кризиса, а по некоторым пунктам служат прямой дорогой к банкротству, особенно в регионах.
Первым пакетом сейчас нам предлагают кредиты с процентной ставкой для уплаты налогов, зарплат и коммунальных услуг․ Это дополнительное бремя для бизнеса, который, напоминаю, закрыт из-за эпидемии коронавируса уже решением правительства, функционирует только доставка и то с рядом ограничений. При этом организация службы доставки создает дополнительные расходы для рестораторов.
Для нас общественная безопасность и здоровье приоритет, но мы также понимаем, что закрытый бизнес не может привлечь дополнительные кредиты, отсюда новые долговые обязательства, которые рестораны не смогут выполнить или просто разорятся. Это будет безответственно по отношению к нашим сотрудникам, а также к государству и к нашим деловым партнерам и к тем же кредитным организациям и банкам. Вместо этого мы предлагаем предоставить 3 месячную отсрочку налоговых платежей - подоходный налог и налог от оборота․
Государство сейчас предлагает деньги на зарплаты. Что будет через пару месяцев? Нас ждут массовые увольнения из-за разорившихся бизнесов? И как это отразится на рынке занятости в регионах?
Очень болезненный вопрос. Мы и сейчас выдаем зарплаты нашим сотрудникам, даже при простое, так как люди нуждаются в средствах прямо сегодня․ Никто сейчас не может прогнозировать, что будет через три месяца․ Одно точно – въездной туризм в этом году не состоится, а на него заточены 90% региональных ресторанов.
Если не спасать сферу сейчас, то будут массовые увольнения - в сфере работают свыше 30000 людей. Представьте, сколько семей затронет подобная практика.
Даже открывшись 1 мая (по самым оптимистичным прогнозам), рестораны не смогут обеспечить ту необходимую долю прибыли, чтобы покрыть вчерашние расходы, а также заменить туристический поток.
Мы заинтресованы в сохранении наших сотрудников: в них вложены годы обучения, они часть семьи. Мы предлагаем государству поделить риск и взять на себя 50 процентов выплаты зарплат на несколько месяцев. Так мы сможем сохранить рабочие места, а не посадить несколько десятков тысяч людей на пособие по безработице, по сути, на шею государства.
Если государство пойдет нам навстречу, то мы получаем главный бонус – время. Рестораны сумеют перестроиться, трансформировать службы доставки, привлечь инвестиции извне, сделать оптимизацию расходов, пересмотреть условия сотрудничества с поставщиками и т.п.
Подобная передышка сохранит жизнеспособность рынка. При этом, максимально сохранив рабочие места, мы стимулируем покупательсткую способность у десятков тысяч граждан, тем самым обеспечивая другие сферы армянской экономики клиентами для их услуг.
Есть ли риск, что пользуясь нынешним кризисом рестораторы со свободными активами поглотят более мелких и по сути монополизируют рынок?
Наши рестораторы люди этичные и порядочные, так что среди членов ассоциации мы не ожидаем подобных действий. Во-вторых, у владельцев ресторанов просто нет свободных средств - это сезонный бизнес и за зимний сезон все запасы, если они не были вложены в бизнес, закончились․ Опасность в том, что бизнес общепита просто развалится в целом и восстановить его будет очень сложно даже за несколько лет.
Кроме того, некому прийти на смену ресторанам-арендаторам. Неужели мы хотим видеть крах рынка аренды коммерческой недвижимости?
Однако никто не исключает тот риск, что рынок захватят люди из теневых отраслей бизнеса (наихудший вариант развития событий), имеющие свободные активы. Они могут не только уничтожить сферу гостеприимства, но и нанести непоправимый риск репутации туризма и страны в целом, отбросив назад отрасль к эпохе лихих 90-х и хаотичному рынку услуг, а также спровоцировав поток миграции.
Как ударит кризис у рестораторов по смежным отраслям: виноделие, фермерство, животноводство и др.?
Удар уже болезненный. Наш бизнес создает мультипликативный эффект․ Последние годы армянское виноделие было на подъеме, так как рестораторы активно включили новинки рынка в свою винную карту, тем самым предоставляя площадку для промотирования. Сегодня исчезнет и рынок, и механизмы имплементации.
Основными закупщиками свинины являются рестораны: не будет отрасли, пострадают фермеры, а это целые семейные хозяйства, которые только вчера встали на ноги. То же и относительно производства сыров, рыбы и других продуктов питания. Наши регионы только выстроили дорогу на стол ресторана – и теперь их ждут захлопнутые двери.
Не кажется ли Вам, что лоббинг банкиров сейчас гораздо сильнее, поэтому пакет мер от государства направлен в первую очередь на защиту их интересов?
Есть такое опасение, поскольку есть мнение, что нужно спасать банки, чтобы экономика не развалилась․ Но если бизнес развалится - банки последуют за ним․ Банки могут функционировать, если есть малый и средний бизнес, он позволяет существовать продуктам кредитования, малым займам, переводам и т.п.
Если сфера гостеприимства исчезнет как таковая, то это создает риск для экономики. Поэтому мы говорим, что бремя кризиса должны разделить все секторы экономики - должен быть компромис. Мы готовы работать и развивать сферу, поднять ее на самый высокий уровень. Просим государство поддержать и не отворачиваться.
Айк Халатян