28.03.2024
Отношения между Арцахом и Арменией не действует по каким-либо игровым правилам: интервью
prev Предыдущие новости

Новости партнеров

Рубль рухнул, экономика Армении вздрогнула: мнение экономиста

Резкая девальвация российского рубля, вызванная обрушением цен на нефть, не сразу, но негативно отразится на экономике Армении. 9 марта в России уже назвали «черным понедельником», поскольку цены на основный экспортный российский товар - нефть – рухнули на 30% - с $ 45 до $ 31. Курс российской национальной валюты в течение дня обрушился до 86 рублей за евро и до 75 за доллар США. К вечеру понедельника потери удалось частично отыграть. По состоянию на 11 марта нефть поднялась выше отметки $ 38 за баррель, а курс доллара к рублю составил 71,4.


Россия – крупнейший торгово-экономический партнёр Армении, основной рынок сбыта для ее товаров, однако одновременно и источник перманентных шоков для армянской экономики. Некоторые даже говорят о возможности повторения сценария 2014 года, когда резкая девальвация курса российского рубля запустила кризис на валютном рынке Армении. Тогда резко подорожал американский доллар, и дефицит американской валюты в армянских банках и обменных пунктах можно было сравнить с нынешним дефицитом медицинских масок в ереванских аптеках.


Директор консалтинговой компании «Америа» Тигран Джрбашян считает, что экономическая ситуация в России и Армении по сравнению с 2014 годом в положительном плане отличается.


«В частности, инвалютные резервы России в настоящее время превышают уровень 2014 года в порядка 5−6 раз. Россия за это время накопила достаточно солидные резервы золота (цена на которое переживает резкий взлёт – Ред.). Примечательно, что золотые резервы сформировались благодаря закупкам у внутренних производителей, тем самым фактически не влияя на ценообразование драгметалла на внешних рынках. В связи с этим я считаю, что ситуация в России более стабильна и управляема, чем нам кажется. Если учесть и политэкономическую ситуацию, ожидающийся конституционный референдум в России, девальвация рубля – процесс контролируемый. В каком-то плане он преследует цель стимулировать экспорт российских товаров в плане повышения их конкурентоспособности на внешних рынках», - отмечет Джрбашян в беседе с EADaily.


По сравнению с 2014 годом отличается ситуация и в Армении, считает он. «Речь о сравнительно низком уровне трансфертов в структуре ВВП, а также возросших объёмах внешних валютных резервов. В последние годы политика Центробанка Армении была направлена на недопущение подорожания драма, в результате чего сформировались большие по местным масштабам внешние инвалютные резервы», - подчеркивает он.


Экономисты считают, что в настоящее же время иммунитет армянской экономики крепче, чем в 2014 году. Сценарий 2014 года не может повториться также по другой причине. Армянская экономика стала мене зависимой от трансфертов. Не стоит сильно переживать о возможности сокращения трансфертов из России, поскольку в настоящее время зависимость армянской экономики от частных денежных переводов находится на очень низком уровне. В 2019 году чистый уровень притока трансфертов составил 3,7% в структуре ВВП, тогда как в 2014 году этот показатель был свыше 10,5%, а в 2013 году был еще выше — 13%. То есть, чувствительность армянской экономики по отношению к трансфертам существенно снизилась.


По словам Джрбашяна, Армения почувствует негативные экономические импульсы извне. «Проблемы возникнут для экспорта товаров и услуг из Армении. Снижается их конкурентоспособность на российском рынке. Девальвация курса рубля означает, в частности, подорожание армянского туристического продукта для россиян. Однако, это решаемые проблемы. Думаю, политика плавающего курса Центробанка Армении даст возможность компенсировать ситуацию. Логично ожидать и у нас ослабление курса национальной валюты. Конечно, не прямо сейчас, а в процессе – медленно. Это окажет влияние на темпы роста армянской экономики, но апокалиптических ожиданий у меня нет. Думаю, экономический рост в этом году будет на заложенном в госбюджете уровне – 4,9%. Оптимистические ожидания роста на уровне 7−8% могут и не сбыться, но велика вероятность, что и рецессии не будет», - сказал он.


Тигран Джрбашян считает, что основной шок на рынке нефти прошел, и цены на нефть уже будут стабилизироваться. «В этом плане на армянскую экономику окажет большее воздействия не внешний шок, а действия правительства, его экономического и финансового блоков. Многое будет зависеть от экономической, монетарной политики наших властей. Речь о том, пойдет ли правительство на ослабление национальной валюты для компенсации потерь экспортеров, когда это сделает и в каких условиях. Негативного воздействия не избежать, но сейчас его масштабы более контролируемы, чем в прошлом», - подчеркнул он.