В Армении близится развязка конфронтации действующей власти с Конституционным судом. Уже стало известно, какой именно путь власти выбрали для устранения нынешнего состава Конституционного суда во главе с председателем КС Грайром Товмасяном. Надежд на то, что власти решат отступить и не пойдут на радикальные шаги, практически нет. Ведь судя по заявлениям депутатов от правящего блока “Мой шаг” и в первую очередь премьер-министра Никола Пашиняна, вопрос снятия Грайра Товмасяна стал для них идеей фикс, и власти ни перед чем не остановятся для достижения этой цели.
В рамках нынешнего законодательства добиться своих целей власти быстро не удастся: изменение Конституции долгий и сложный процесс, при этом требующий одобрения самого Конституционного суда. Именно поэтому, согласно муссируемой в армянских СМИ информации, депутат от “Моего шага” Ваагн Овакимян предложил быстрый и эффективный путь решения этой проблемы: изменить конституционные законы “Регламент Национального Собрания”, “О референдуме” и “О Конституционном суде”. Сделав необязательным обращение парламента в Конституционный суд с целью установления соответствия Конституции предлагаемых поправок, а также избрание парламентом судей Конституционного суда не только во время очередных, но и внеочередных заседаний. Заодно предлагая еще более ограничить и так минимальные полномочия президента, предоставив спикеру парламента право публиковать принятые парламентом изменения в Конституцию без отправки их на подпись президенту.
Однако в среду стало известно, что власти выбрали еще более радикальный вариант решения проблемы (будет обсуждена на внеочередном заседании правительства 6 февраля). И согласно законопроекту, соавторами которого являются 37 депутатов ‘Моего шага”, в том числе и вышеупомянутый Ваагн Овакимян, который будет основным докладчиком, предлагается просто прекратить полномочия председателя КС Грайра Товмасяна и всех судей, назначенных до вступления в силу конституционных изменений 2015 года.
Не случайно, что оппозиция, как внепарламентская, так и парламентская, а также многие независимые ученые-юристы, резко негативно отнеслись к планам властей. Считая их грубым нарушением Конституции (а радикальные оппоненты властей даже попыткой конституционного переворота, угрожая привлечением к уголовной ответственности за участие в нем после смены власти).
В этой ситуации важную роль может сыграть президент Армен Саркисян, который ранее занимал “нейтралитет” в пользу премьер-министра и парламента в их конфликте с судебной системой в прошлом году. И закрыл глаза на блокировку судов по призыву Пашиняна и взятие властями под свой контроль Высшего судебного совета. Однако в данном случае ему вряд ли удастся отмолчаться, так как предлагаемые правящим большинством конституционные поправки касаются прямо его. И в этой связи интересен подход президента к конфликту между властями и Конституционным судом.
3 февраля он заявил сайту Aysor.am, что “Президент Республики придает важность нормальной деятельности судов и считает, что любой процесс должен проходить исключительно в правовом поле, с соблюдением всех правовых принципов и норм – на основании разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Какой-либо процесс не должен ставить подвергать опасности стабильность и международный авторитет страны, не должен быть персонифицирован”. При этом может выразить свое мнение и позицию о конституционных реформах, когда будет уточнен конкретный текст полного пакета реформ. Хотя считает, что “любое изменение закона должно соответствовать общим принципам права, проходить объективную и специализированную юридическую экспертизу, быть необходимым и эффективным, служить исключительно государственным и национальным интересам”.
На следующий день с президентом обсудил ситуацию вокруг Конституционного суда лично премьер-министр Никол Пашинян. При этом интересно, что если в ходе самой встречи с Арменом Саркисяном премьер согласился с позицией президента, что “мы должны подходить к этому вопросу именно в рамках логики институционального становления страны, логики национальных и государственных интересов нашей страны, логики наличия точной и работающей системы противовесов и взаимных уступок, поскольку только в этом случае у нас будет необратимая демократия, необратимое верховенство закона со всеми вытекающими из этого последствиями, и, конечно, необратимая конституционная реальность, которая всегда была в центре нашего внимания и наших рабочих обсуждений”. То уже после встречи, сопровождая новость о встрече с президентом Пашинян написал на своей странице в Facebook: “Рад, что у нас с президентом общие принципы и представления о путях выхода из ситуации, сложившейся вокруг Конституционного суда”. Что можно расценить как согласие президента с тем решением проблемы Грайра Товмасяна и Конституционного суда, который предлагают Пашинян и “Мой шаг”.
Другим серьёзным препятствием для планов властей является позиция европейских структур. Сперва к конфликту между властями и Конституционным судом обратились содокладчики Мониторингового комитета Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) по Армении Андрей Ширцель (Словения) и Киммо Кильюнен (Финляндия), выразившие обеспокоенность “беспрецедентно высоким уровнем напряженности в отношениях двух государственных институтов в Армении - администрацией премьер-министра Армении Никола Пашиняна и председателем Конституционного суда Грайром Товмасяном”. “Контроль и противовесы необходимы в любой демократической системе", и это подразумевает, что все институциональные полномочия должны реализовываться в соответствии с принципом верховенства закона, соблюдением уважительного отношения в действиях и словах, в том числе в отношении принципа презумпции невиновности… Если государственные институты не в состоянии взаимодействовать в соответствии с этими принципами, то они просто подрывают деятельность друг друга и наносят тем самым существенный и долгосрочный ущерб”, - говорилось в их заявлении.
По их словам, правительство и парламент до сих пор соблюдали правовые процедуры для урегулирования ситуации, и призвали стороны воздержаться от действий и заявлений, которые могут восприниматься как оказание давления на судебную систему. Содокладчики также подчеркнули необходимость соблюдения принципа добровольности при досрочном выходе судей КС на пенсию, и предупредили, что будут внимательно следить за тем, чтобы власти Армении продолжали действовать надлежащим образом.
А уже 3 февраля конфликт между властями и Конституционным судом прокомментировал и председатель Венецианской комиссии Совета Европы (Европейской комиссии за демократию через право) Джанни Букиккио. Призвавший все стороны “проявить сдержанность и ослабить напряженность в этой тревожной ситуации, чтобы обеспечить нормальную реализацию Конституции Армении”. “Я хотел бы вновь обратиться к предложениям, сделанным в заключении Венецианской комиссии, опубликованном в октябре 2019 года, согласно которому схема досрочного выхода членов Конституционного суда на пенсию действительно должна быть добровольной и исключать любое политическое или личное давление на судей, и должна осуществляться таким образом, чтобы это не влияло на исход дел. Публичные заявления и действия последних времен не соответствуют этим стандартам и не могут способствовать ослаблению напряженности. Демократическая культура и зрелость требуют систематической сдержанности, добропорядочности и взаимного уважения между государственными институтами”, - говорилось в размещенном на сайте Совета Европы заявлении Букиккио.
Судя по тому, как депутаты от правящего блока “Мой шаг” словно под копирку прокомментировали заявление содокладчиков ПАСЕ и председателя Венецианской комиссии, что это обращение к Грайру Товмасяну и некоторым силам в Конституционном суде не препятствовать досрочному выходу судей КС на пенсию, действующие власти не очень обеспокоены возможной реакцией европейских структур. Считая, что их высокая легитимность по итогам прошедших в декабре 2018 года парламентских выборов дает им индульгенцию даже на нарушение конституционных норм. И поэтому даже не стоит “играть в долгую” или строить “многоходовки”, направляя в полном соответствии с законом в Конституционный суд проект конституционных изменений. Дабы в случае отказа КС предоставить народу проголосовать за них или отвергнуть в ходе конституционного референдума, выставить Грайра Товмасяна и других судей КС в негативном свете в глазах армянского общества и международных структур.
В случае же продолжения нынешнего курса невзирая ни на что, когда ради решения тактической задачи не оцениваются стратегические последствия, опасно даже не столько критика европейских структур, а возможные внутриполитические последствия. Учитывая, что в случае смены власти неисключено привлечение представителей нынешних властей к уголовной ответственности за “узурпацию власти” и “свержение конституционного строя”, у Пашиняна и правящей партии может появиться соблазн любой ценой сохранить власть. Что неизбежно приведёт к скатыванию к авторитаризму и фальсификациям выборов, ответом на что в своё время и стала “бархатная революция”.
Айк Халатян