Турция в 21 веке будет осуществлять экспансионистскую внешнюю политику
В основе внешней политики Турции лежат три стратегии: пантюркизм, панисламизм и неоосманизм. При продвижении своих интересов в различных регионах Анкара применяет одну из этих стратегий или кейсов.
Для укрепления своих позиций на Кавказе, в тюркоязычных регионах РФ и в Центральной Азии Анкара широко использует стратегию пантюркизма, имеющую многовековую историю, в основе которой лежит идея строительства Великого Турана и объединение тюркоязычных народов вокруг матери-родины - великой Турции.
Пантюркистская стратегия Анкары - прямая угроза России, Ирану, Китаю их национальной безопасности и территориальной целостности, а также Армении, которая стоит на пути строительства Великого Турана и является клином между различными частями тюркского мира.
Стратегию панисламизма Анкара применяет для укрепления своих позиций в суннитском мире: до распада Османской империи турки контролировали главные святыни всех мусульман - Мекку и Медину. Сейчас Анкара расширяет свои связи с мусульманским (суннитским) миром и хочет стать для этих стран политико-финансовой моделью, вокруг которой должна произойти консолидация суннитского мира. Эту стратегию Анкара применяет на Балканах, в отношениях с Пакистаном, арабским миром.
Что касается стратегии неоосманизма, то турецкие власти используют ислам, бывшее османское культурное наследие, экономические и политические связи для укрепления потерянных позиций на территории бывшей Османской империи - Ливия, Ирак, Сирия, север Кипра и другие районы. Турция возвращается туда в виде экономического, религиозного, военного фактора или пытается опиреться на тюркский элемент этих районов.
Для Армении важно укрепить связи со странами, которые против строительства новой Османской империи в новых форматах. В первую очередь это те страны, для которых пантюркизм является прямой угрозой - РФ, Иран, Китай. Для Еревана важно иметь экономическую, политическую, военную поддержку вышеуказанных стран и четкое видение содействия друг другу на международных площадках.
80-миллионная Турция продолжит свою демографическую, экономическую, военную экспансию вдоль своих границ, и это уже ощущают и Сирия, и Кипр, и Грузия в Аджарии, Квемо-Картли и других регионах. Турецкая экспансия уже превратилась в серьезный рычаг политического влияния.